vyacheslav_fv (vyacheslav_fv) wrote in soborianelj,
vyacheslav_fv
vyacheslav_fv
soborianelj

Category:

Святые Отцы против эволюции (Часть 5)

Часть 1: http://soborianelj.livejournal.com/70695.html

Часть 2: http://soborianelj.livejournal.com/71182.html

Часть 3: http://soborianelj.livejournal.com/71975.html

Часть 4: http://soborianelj.livejournal.com/72233.html

Часть 5: http://soborianelj.livejournal.com/75218.html

Часть 6: http://soborianelj.livejournal.com/75650.html

Ответы на возражения: http://soborianelj.livejournal.com/73464.html

-- Христос родился около 5500-ого года от сотворения мира (отсутствие миллионов лет истории земли).

VII Вселенский Собор. Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и пять месяцев. [5, деяние 6, c. 212].

Cвященномученик Ипполит Римский. Возможно кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500 – ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. (Исх.25, 10-11). Эти цифры сложенные вместе составляют пять с половиной локтей, и показывают пять с половиной тысяч лет - то время в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег - свое собственное тело, обложенное чистым золотом – изнутри Словом, а со вне – Св. Духом, и таким образом истина открывается и (тайна) Ковчега становится явной [4, с. 6] (08.11.12).

Блаженный Аврелий Августин. Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собой многие тысячи лет (3) между тем как согласно Священным писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет. [...] Говорят, будто египтяне имели некогда столь короткие годы, что каждый из них ограничивался четырьмя месяцами (5); так что более полный и более правильный год, какой теперь имеем и мы, и они, равняются трем их древним годам. Но и при этом греческая история, как я сказал, не может быть согласована с египетской относительно летосчисления. А потому скорее следует верить греческой, так как она не превышает истинного числа лет, содержащихся в наших Священных писаниях. (О граде Божьем, книга 12, глава 10: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o_grade=12_10)

(3) Cicer. de divinit. lib. 1; Lact. lib. VII, c. 14.
(5) Plin. lib. VII.

Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу: это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость, и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути. Не во всякое время мы имеем силу воспрекословить всем помыслам, наветующим нас, и обуздывать их; напротив того часто приемлем от них язвы, неисцеляющиеся в течении продолжительного времени. Знай, что (желая препираться с помыслами), ты вступаешь в борьбу с теми, которых опытность исчисляется шестью тысячами лет. А это (т.е. с одной стороны твое покушение препираться с помыслами, а с другой их опытность) доставляет им возможность уготовиться и нанести тебе язву образом, превысшим твоих премудрости и разума. Если же ты и победишь их: то скверна помыслов оскверняет мысль твою и воня злосмрадия их долгое время пребывает в обонянии твоем. Употребив же первый способ, ты будешь свободен от всего этого и от страха: нет иной помощи кроме Бога. (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Авва Исаак Сирский. Изречение 45: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ignatii/otechnik/63.html#s6)

В первый день сотворено девять духовных природ в молчании, и одна природа — словом; и это — свет. Во второй день сотворена твердь. В третий день произвел Бог собрание вод и прозябение злаков; в четвертый — отделение света; в пятый — птиц, пресмыкающихся и рыб: в шестый — животных и человека. (Cлова подвижнические, слово 17)

-- День и ночь во время Шестоднева продолжались по 12 часов.

Святой Викторин (Виктор), епископ и мученик Патавский. В начале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи, и за тем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи – и покой должен умеряться занятием дня. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском: http://agios.org.ua/)

Преподобный Ефрем Сирин. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Святитель Иоанн Златоуст. Конечно, все вообще течение времени должно вести свое начало от равноденствия, – это подтверждается и данным миротворения. Первый по счету месяц должен совпадать с той порой, откуда начинается счет времени вообще, а счет времени должно начинать, конечно, с того первого дня и той первой ночи, которые равны между собою по количеству. И не другое какое-нибудь начало соответствует первому времени, как именно равенство этих данных величин. Самое время было тогда еще в будущем, но когда только что явились день и ночь, величина их была определена в равной мере, и только потом уже, вследствие движения, явилась неравномерность между ними. Если же неравномерность произошла от движения, то при творении должна была быть соблюдена равномерность. И это может быть подтверждено и из Св. Писания. «В начале, – говорит бытописатель, – сотворил Бог небо и землю». Затем прибавляет, что была тьма и света еще не было. «И сказал Бог, да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт.1:1–5). Так явились первый день и первая ночь. Что же? Как «отделил Бог свет от тьмы», которую назначил быть ночью? Это самое «между» (по середине) – указывает на две (равные) половины. Так как все, что творил Бог, Он творил в определенной природе, то естественно, что и первые день и ночь Он заключил в определенные и равномерные границы и, при наличности таких границ, увидел, что это весьма хорошо. Неравномерность же между днем и ночью должна была явиться впоследствии уже, как следствие движения. И вот, если первые день и ночь были равными, то равноденствие есть начало первого времени, как и было показано. Затем, после равноденствия (обрати внимание на то, что я говорю) в четвертый день является солнце и луна. Равенству равноденствия соответствует (положение) светил. В шестой день создает Бог человека и затем в седьмой почивает от всех дел... (Слова на Святую Пасху, слово 7, часть 2. Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/Spuria/na_pashu=7)


-- Адам сотворен из земли, а не является продуктом эволюционного развития животных, Ева -- из ребра Адама (принципиальное отличае от рождения от семени).

Святой Викторин (Виктор), епископ и мученик Патавский. В пятый день земля и вода выставили свои порождения. В шестой день создано то, чего еще не доставало; Бог создал человека из земли, владыку тварей, какие живут на земле и в воде. Притом прежде сотворил ангелов и архангелов, потом человека, давая преимущество духовному пред земным. Прежде создан свет, потом земля. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском: http://agios.org.ua/)

Святитель Иоанн Златоуст. Первое творение Адама было творение из земли, а после него создание жены из ребра, потом происхождение Авеля от семени. Но мы не можем ни постигнуть, ни изобразить словом этих творений, хотя все они самые вещественные. (Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 25, часть 2: http://agios.org.ua/)

Святитель Григорий Нисский. Ибо как существо разумное и смертное, способное к мышлению и познанию, называется человеком одинаково в Адаме и в Авеле, и нимало не изменяется названия (название? -- мое прим.) естества ни от того, что Авель получил жизнь через рождение, а Адам -- без рождения... (Опровержение Евномия, книга 12, часть 2: http://agios.org.ua/)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения; ибо первоначальное образование человека называется творением, а не рождением. Как творение есть первое образование человека Богом, так рождение есть преемственное происхождение одного человека от другого со времени его осуждения на смерть за преступление. (Точное изложение Православной Веры, книга 2, глава 30 (О предведении и предопределении): http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/damaskin_izlozhenie_pravoslavnoy_very_045-all.shtml)

Преподобный Симеон Новый Богослов. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию. [...] Но как в начале, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нее взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обновиться и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище. (Слова. Слово 45, часть 3: http://agios.org.ua/)

Святитель Димитрий Ростовский. Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: "Как Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от нее Младенца" (Слово на Рождество Христово). (Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова (Келейный летописец). Начало летописи: http://agios.org.ua/)

Святитель Филарет Московский. Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт. 1, 26). И сотворил Бог тело первого человека -- Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену -- Еву (Быт. 2, 21-22). (Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть первая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении, часть 113: http://azbyka.ru/dictionary/10/drozdov_katehizis_1g_04_all.shtml)


-- Как могла выглядеть смена дня и ночи в первые три дня.

Преподобный Ефрем Сирин. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае, несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество. Чтобы свет не обратился в ничто, как произошедший из ничего, Бог особо сказал о нем: «яко добро» (Быт.1:18). (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Тот первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил (образовал) три дня. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Святитель Василий Великий. «И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь» (Быт.1:5). Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь – покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь. (Беседы на Шестоднев, беседа 2: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2)

Святитель Филарет Московский. Отделение света от тьмы совершилось или через самое сотворение оного и отделение от вещества темных тел, или чрез особливое движение, которым он, заняв часть пространства, положил в природе основание тем кругообращениям, которые чрез попеременное действие света на разные стороны земли образуют на ней свет и мрак, день и ночь. (Толкование на книгу Бытия, сотворение мира и история первого мира, сотворение мира)

В описании первого дня полагается прежде вечер и потом утро. Дабы понять возможность сего порядка времени, зритель миросоздания пусть поставит себя мысленно на той черте, которая по образованию земли должна составлять ее очертание, и в том месте, где должен быть насажден рай. Потом пусть вообразит, что новосотворенный свет, проникая сквозь неустроенное вещество до оной черты, является от сея точки зрения на Востоке. Время, протекшее от начала творения до явления света, есть Моисеев первый вечер, сумрак или ночь; явление новосотворенного света — утро; время, в которое он должен оставить горизонт Эдем, — конец первого дня. День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный. (Толкование на книгу Бытия, сотворение мира и история первого мира, сотворение мира)


-- Мир был сотворен уже "старым": деревья были с плодами, животные выросшими, Адам и Ева -- взрослыми.

Преподобный Ефрем Сирин. Злаки во время сотворения своего стали порождениями (появились) одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Так же и дерева во время сотворения своего явились порождением одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов. Потребные в пищу злаки уготовлялись животным, которые были сотворены через два дня; сотворил Господь также и класы (колосья), потребные в пищу Адаму и Еве... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Как дерева, травы, животные, птицы и человек явились вместе и стары, и молоды: стары по виду членов и составов их, а молоды по времени своего сотворения, – так и луна была вместе и стара, и молода: молода, потому что едва сотворена, стара, потому что полна, как в пятнадцатый день. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Святитель Григорий Нисский. Итак, все уже достигло своего конца. Ибо, как говорит Моисей, «совершишася небо и земля» (Быт.2:1) и все, что между ними, и это, отдельно взятое, украсилось соответствующей красотой: небо – лучезарностью светил, море и воздух – плавающими и летающими тварями, земля – разнообразием всякого рода растений и четвероногих. Все это произвели, из себя сразу в одно и то же время они но Божию изволению (думаю, имеется ввиду мгновенное исполнение соответствующих повелений Бога, а не то, что, например, животные созданы в один день со светилами. -- мое прим.), получив на то силы; и земля наполнилась красот, произрастив вместе с цветом и плоды, наполнились луга всем, что видим на лугах, все утесы и горные вершины, всякий склон и всякая равнина, все, что во впадинах, увенчалось зазеленевшей травою и красивыми деревьями, едва только показавшимися из земли и сразу достигнувшими совершенной красоты. (Об устроении человека, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka=1)

Святитель Димитрий Ростовский. Здесь необходимо знать и то, каковы были по телесному возрасту (здесь – рост, величина тела) Адам и Ева? [...] Адам же и Ева были созданы Богом оба в обычном человеческом росте, как о сем свидетельствует Иоанн Дамаскин, говоря: "Сотворил Бог человека незлобивого, праведного, добродетельного, беспечального, бесскорбного, всякою добродетелью освященного, всеми благами украшенного, как некий второй мир, малый в великом, другого ангела, совместного поклонника, вместе с ангелами Богу кланяющегося, назирателя видимого создания, умствующего о тайнах, царя существующих на земле, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умствующего, среднего величества (по росту) и смирения, а также духовного и плотского" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. XII). Благочестива также и мысль о том, что Христос Господь наш, Новый Адам, желая облещись в ветхого, принял на Себя плоть, во всем подобную первому Адаму — возрастом, лицом, красотою, беседою, хождением, но кроме одного только греха. Точно так же Он изволил иметь Преблагословенную Матерь Свою во всем подобную праматери Еве. Как в начале Бог создал Адама по образу Своему и по подобию, заключающимся в его душе разумной, так и напоследок лет Тот же Бог явился во плоти Адамовой, по его образу и подобию телесному. И как Христос, живя с людьми на земле, был "краснейший добротою паче сынов человеческих" (Пс. 44, 3), а Преблагословенная Матерь Его Пречистая Дева красотою своею превосходила всех дщерей человеческих, была как крин (роза) в тернии,— так точно нужно разуметь и о первых наших прародителях Адаме и Еве, что они были самыми прекрасными во всем роде человеческом как по мере возраста, так и по красоте лица своего. Ибо не приличествовало человеку, первому одушевленному и разумному созданию Божию, быть исполненным неблагообразием. (Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова (Келейный летописец). Начало летописи: http://agios.org.ua/)


-- До грехопадения животные не пожирали друг друга, а питались произведениями растений.

Преподобный Ефрем Сирин. Злаки во время сотворения своего стали порождениями (появились) одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Так же и дерева во время сотворения своего явились порождением одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов. Потребные в пищу злаки уготовлялись животным, которые были сотворены через два дня; сотворил Господь также и класы (колосья), потребные в пищу Адаму и Еве... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)

Слова: «приведе я ко Адаму», – показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга. Впереди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали ряды животных безвредных. Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)

Святитель Василий Великий. Да не пренебрегает церковь ничем: все есть закон. Бог не сказал: "Я дал вам рыбы в снедь, Я дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих". Не для этого Он их сотворил, говорит Писание. Действительно, первоначальный закон позволял употреблять плоды, ибо мы еще считались достойными Рая. Какая тайна запечатлевается для тебя под сим? Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы... Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев? Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: "яко зелие травное дах вам все" (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все. С тех пор лев плотояден, с тех же пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась, ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными... Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах... Такова была первая тварь, и таково будет восстановление после. Человек вернется к древнему своему устроению, отвергнув злобу, жизнь, обремененную заботами, рабство души по отношению к древним тревогам. Когда он отречется от всего этого, тогда возвратится к той райской жизни, которая не была порабощена страстям плоти, которая свободна, жизнь в близости к Богу, причастник жительства ангелов [8, глава 4, часть 2] (14.11.12).

Святитель Игнатий Брянчанинов. Боговдохновенный бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании (Быт.2:5): сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Никаких вредных произрастений не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключать из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: «Терния и волчцы возрастит тебе земля» (Быт.3:18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее (Быт.2:5–6). Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт.1:30). (Слово о человеке, глава 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=4)

В неприязненные отношения вступили животные и между собою: оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменение в самом естестве своем, которое приобщилось проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. Смерть, которой обречены были наши праотцы за грех свой, смерть, которую они ощутили и в душе, и в теле по отступлении Божественной благодати, но которой явного последствия еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Первые убийства совершены были без сомнения зверями... (Слово о человеке, глава 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=4)


-- Против слов тех, которые говорят, что 7-ой день не заканчивался.

Преподобный Ефрем Сирин. Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих, имели отдохновение; и притом, временной субботой, данной народу преходящему, хотел представить образ субботы истинной, какая будет в мире нескончаемом. Сверх того, поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)

Преподобный Симеон Новый Богослов. Но почему Бог не устроил рая в седьмой день, а насадил его на востоцех уже после того, как кончил всякое другое творение? Потому, что Он, как проведец всяческих, все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века. Почему же Дух Святой не поставил в счет восьмого дня вместе с семью? Потому, что несообразно было ставить в счет и его вместе с семью, которые, круговращаясь, производят столько и столько недель, годов и веков; но надлежало восьмой день поставить вне семи, так как он не имеет круговращения. (Слова. Слово 45, часть 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo=45)

Преподобный Иосиф Волоцкий. Век сей именовался седмочисленным потому, что Он (Бог -- мое прим.) за шесть дней сотворил этот мир, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит “покой”. После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица — от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему миру в нынешнем веке строиться по этим семи дням. (Просветитель. Слово 8: http://agios.org.ua)

-- Против слов тех, которые, читая в Быт. 2:7 "йом", говорят, что и остальные дни можно понимать как "то время" (в данном тексте говорится о первом дне -- обычных сутках).

Преподобный Ефрем Сирин. Всякий, слыша это (Быт. 2:4--6 -- мое прим.), должен разуметь, что хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: «Сия книга бытия небесе и земли», – то есть повествование о сотворении неба и земли, – «в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю». Не было еще всякаго злака сельнаго, не прозябала (не произрастала) еще всякая трава сельная. Но хотя, действительно, не появились они в первый день, потому что произошли в третий, однако же в повествование о творении первого дня не напрасно внесено слово о том, что сотворено в день третий. Ибо далее говорится, почему не произрастали злаки и травы, – а именно потому, что Господь не посылал дождя на землю. «Источник же исхождаше из земли, и напаяше все лице земли». Поскольку все рождалось, как рождается и ныне, из соединения вод с землей, то Моисей хотел здесь показать, что злаки и травы не сотворены вместе с землей, ибо не сходил еще дождь. Когда же исшел великий источник великой бездны и напоил всю землю, тогда, после собрания вод в третий день, земля в тот же день породила всякий злак. [...] Сказав о том, что было опущено и не изложено в повествовании о творении в первый день, Моисей переходит к описанию создания человека... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)


-- Против слов тех, кто говорит, что наше миротворение противоречит опыту и тех, которые пытаются придать Писанию некоторые приноровления.

Святитель Василий Великий. А на возражение, будто бы учение о нашем миротворении противоречит опыту (ибо, по-видимому, не в одно собрание вод стеклась вся вода), можно сказать многое, и это само по себе известно всякому. Да едва ли и не смешно препираться с делающими подобные возражения. (Беседы на Шестоднев, беседа 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=4)

Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам, иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования соглаcные с собственным их намерением. А я, слыша о траве траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо благовествованием» (Рим.1:16). И поскольку писавшие о мире много рассуждали о фигуре земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздухе земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень сия, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся до нас, как о бесполезном, то неужели за сие словеса Духа почту маловажнее объюродевшей мудрости? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему уразумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли. Посему так и будем разуметь, как написано. (Беседы на Шестоднев, беседа 9: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=9)

Анафематствования против Иоанна Итала. Тем, которые слишком дружелюбно приемлют языческие науки и изучают их не для одного только образования себя, а следуют и преподаваемым в них ложным мнениям, принимая их за истинные; и кои до такой степени прилепляются к сим мнениям, как к имеющим какое-нибудь твердое основание, что увлекают к ним и других тайно, а иногда и явно, и научают тому не обинуясь, анафема [15, с. 140].

Неправо изъясняющим богомудрые изречения Св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Святаго Духа изложеннаго анафема [15, с. 141].

Блаженный Аврелий Августин. Но коль скоро слова Писания, о которых мы говорим, могут быть изъяснены различными способами, то пусть умерят свой пыл те, которые, надмеваясь светскими науками, на эти слова, предназначенные для укрепления всех благочестивых сердец, смотрят как на нечто безыскусное и грубое; таких можно уподобить бескрылым, пресмыкающимся по земле и способным летать не лучше лягушек, смеющимся, однако, над гнездами птиц. Еще опаснее заблуждения некоторых нетвердых (в вере) наших братьев, которые, слыша, как эти нечестивцы тонко и пространно толкуют о числах небесных тел и прочих вещах, касающихся элементов видимого мира, превращаются в ничто, предпочитая их себе и находя великими, брезгливо обращаются к писаниям спасительнейшего благочестия и лишь едва надкусывают то, чем должны были бы с радостью питаться, гнушаясь жесткостью хлебного колоса и вожделея цветов шиповника. Они не имеют досуга вкушать и видеть, «как благ Господь» (Пс.33:9), и не принимают (духовной) пищи даже в субботу; они слишком ленивы, чтобы срывать колосья, как это дозволил Господь, в субботу, чтобы затем растирать их руками, очищать и делать пригодными в пищу (Мф.12:1) (О книге Бытия, книга 1, глава 20: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/tolk_01=1_20)


-- Данные о творении мира не неважны, но составляют важную часть Откровения.

1) Они даны в книге Бытия, сам Бог отрыл нам это. Кроме того, данные о творении содержатся и в других частях Писания.

Святитель Григорий Палама. Итак, Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов, как научил нас Моисей, последующий созерцатель, бывшего задолго до него, сотворения мира, а лучше сказать – Дух Святый, Который человеколюбиво чрез его уста возвестил нашим устам и душам. Но и «благословил, говорится, Бог день седьмый, и освятил его» (Быт.2:3). (Беседы (Омилии), омилия 17: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=17)

2) Многие отцы говорили о Шестодневе.

3) Они содержатся в Катехизисе святителя Филарета.

4) В некотрых житиях святых говорится о том, что они были научены вере "от сотворения мира".

5) Нормальное желание знать как все появилось.

6) Важный аспект миссионерской проповеди.

7) Вопрос, касающийся спасения.

Св. Василий Великий прямо называет отрицание буквальности Шестоднева стыдом за благовествование, говорит он это словами Рим.1:16, одно из параллельных мест к этому стиху -- Мк.8:38. Отсюда заключаю, что это важно.


Список литературы и условные обозначения: http://soborianelj.livejournal.com/71182.html

Tags: Священное Писание, богословие, наука, наши домыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments