vyacheslav_fv (vyacheslav_fv) wrote in soborianelj,
vyacheslav_fv
vyacheslav_fv
soborianelj

Святые Отцы против эволюции (Часть 3)

Часть 1: http://soborianelj.livejournal.com/70695.html

Часть 2: http://soborianelj.livejournal.com/71182.html

Часть 3: http://soborianelj.livejournal.com/71975.html

Часть 4: http://soborianelj.livejournal.com/72233.html

Часть 5: http://soborianelj.livejournal.com/75218.html

Часть 6: http://soborianelj.livejournal.com/75650.html

Ответы на возражения: http://soborianelj.livejournal.com/73464.html

-- Тление и смерть вошли в мир только после грехопадения.

Правила Карфагенского Собора. 123. Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на святой Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема. (http://azbyka.ru/dictionary/10/kanony_pravoslavnoy_tserkvi_50-all.shtml)

Преподобный Ефрем Сирин. «И сами твари» в надежде «освобождаются от того рабства тления в свободу», которая дастся «сынам (чадам) в день славы... Бога». Говорится (здесь), что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего. (Толкования на священное Писание. Послание к Римлянам: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_63=8)

Святитель Григорий Богослов. Итак, если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу. Но поскольку «завистью» лукавого «смерть в мир вошла» (Прем.2:24) и овладела человеком через обольщение, то Бог, став человеком, страждет как человек, и нищает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой. Отсюда смерть, и гроб, и воскресение. Отсюда новая тварь и по празднике праздник; и я опять учредитель торжества, праздную обновление моего спасения. (Слова. Слово 44 (На неделю новую, на весну и в память мученика Маманта): http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=44)

Священномученик Ириней Лионский. Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо чрез жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему, и Господь исповедует Себя Сыном человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от Которого создана была жена, чтобы как чрез человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь, и как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью. (Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), книга 5, глава 21, часть 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Irinej_Lionskij/vs_eres=5_21)

Святитель Кирилл Александрийский. Когда же лестью диавола она увлечена была к преступлению и вкусила от запрещенного древа, а вместе с нею пал и сам праотец Адам, то природа их была тотчас осуждена на смерть. И к жене Бог взывал: в болезнех родиши чада (Быт. 3. 16); а к Адаму: проклята земля в делех твоих (ст. 17). И сверх этого они лишены были того многовожделенного местопребывания, которым пользовались в начале, а также и рая сладости. И только тогда познали они, что были наги и лишены одежды, а потому имеют нужду в одеждах. По милосердию Божию, у них явились для сего нижния одежды кожаные. И материю своею они признали землю, подверглись уловлению в сети тления и вообще, как я думаю, ничего недоставало у них к тому, чтобы оказатъся в крайне бедственном состоянии. (Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. О Адаме, часть 2)

Итак, человек в начале получил свободное и непринужденное стремление ума ко всему тому, что должно было делать; но по обольщению от змия неразумно обратился к тому, что не следовало делать, и за ничто почел совершить преступление. За это и осужден был на смерть и тление, так как Бог, думаю, предвидел имевшую быть от произшедшего большую пользу ибо как скоро человек однажды уклонился ко греху, и естество его стало недуговать стремлением к порочному, почти наподобие того, как и естество нечистых духов, он постоянно изобличаем был во зле, совершаемом им на земле. (Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. О Адаме, часть 4)

Преподобный Макарий Великий. Потому что от преступления Адамова весь человеческий род принял в свое естество, в душу и тело, горькое снадобье смерти, мрака и греха, склонившись к прегрешению, и никто не может излечить и изгнать болезнь и исцелить человечность и умертвить мертвящего нас, как только Божий Дух: вот, говорит Писание, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). (Поучения. Поучение XVIII, часть 1)

Посему Создавший тело и душу Сам приходит ныне и разрушает всякий беспорядок, произведенный лукавым, все дела его, совершаемые в помыслах, обновляет, воспроизводит небесный образ, новую творит душу, чтобы Адам снова стал царем смерти и господином тварей. (Духовные беседы. Беседа XI, часть 6)

Святитель Иоанн Златоуст. Что значит – «суете тварь повинуся?» Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы... Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. (Беседы на Послание к Римлянам, беседа 14: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_63=14)

«Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:26). Как последний? После всех, после диавола, после всего прочего, также как и в начале смерть вошла после всего: прежде совет диавола, потом преслушание, а затем смерть. Сила ее и теперь упразднена, но действие прекратится тогда. (Беседы на первое послание к Коринфянам, беседа 39, часть 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_64=39)

Что произошло затем – это всем известно: именно, человек, будучи склонен завистью дьявола к нарушению закона, становится тленным и изгоняется из рая... (Слова на Святую Пасху, слово 7, часть 2. Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/Spuria/na_pashu=7)

Святитель Григорий Нисский. А грех есть отчуждение от Бога, сей истинной и единственной жизни. Посему многие сотни лет по преслушании жил первозданный, но не солгал Бог, сказав: «в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2,17), ибо по причине отчуждения его от действительной жизни в тот же самый день утвержден над ним смертный приговор, а после сего в последствии времени последовала с Адамом и телесная смерть. (Опровержение Евномия, книга 2, часть 13: http://agios.org.ua/)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Нет ни одного животного или растения, в которое Творец не вложил бы какой-нибудь силы, полезной для человеческих потребностей; ибо Бог, «сведый вся прежде бытия их» (Дан.13:42), предвидя, что человек самовольно преступит заповедь и будет предан тлению, создал все, как на небе, так и на земле и в водах так, чтобы оно служило для своевременного употребления человека. (Точное изложение Православной Веры, книга 2, Глава 10 (О земле и о том, что из нее): http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_10)

Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения; ибо первоначальное образование человека называется творением, а не рождением. Как творение есть первое образование человека Богом, так рождение есть преемственное происхождение одного человека от другого со времени его осуждения на смерть за преступление. (Точное изложение Православной Веры, книга 2, глава 30 (О предведении и предопределении): http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/damaskin_izlozhenie_pravoslavnoy_very_045-all.shtml)

Преподобный Авва Дорофей. В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2, 20), Он поместил его в раю, как говорит Божественное и Святое Писание, и украсил его всякою добродетелию, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так он пребывал там в наслаждении райском: молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т. е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелию. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-помалу начало возрастать зло, и воцарилась смерть. (Душеполезные поучения и послания, поучение 1 (Об отвержении мира): http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/dushepoleznye_poucheniya_05-all.shtml)

Преподобный Симеон Новый Богослов. Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь много размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рожденные от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжелых нужд?! (Слова. Слово 45, часть 1: http://agios.org.ua/)

И насади Бог рай во Едеме на востоцех... И прозябе Бог еще от земли всякое древо, красное в видение и доброе в снедь (Быт.2:8-9), с разными плодами, которые никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свежи и сладки и доставляли первозданным великое удовольствие и приятность. Ибо надлежало доставлять и наслаждение нетленное оным телам первозданных, которые были нетленны. Почему и жизнь их в раю была не обременена трудами и не отяжелена несчастиями. Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами. (Слова. Слово 45, часть 1: http://agios.org.ua/)

И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов. (Слова. Слово 45, часть 2: http://agios.org.ua/)

Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной, и питаться пищею тленною, ибо, как безтрудная жизнь и обильная пища (самородная) сделали то, что он забыл Бога и блага, которые Он даровал ему, и презрел заповедь Его, то справедливо осужден с потовым трудом обрабатывать землю и таким образом от нее получать мало-помалу пищу, как от какого эконома. (Слова. Слово 45, часть 2: http://agios.org.ua/)

Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший, - что сделал? Зная прежде создания мира, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во святом Крещении, в силу воплощенного домостроительства Единородного Сына Своего и Бога нашего, - Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира. (Слова. Слово 45, часть 2: http://agios.org.ua/)

Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию. [...] Но как в начале, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нее взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обновиться и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище. (Слова. Слово 45, часть 3: http://agios.org.ua/)

Для сего-то Бог прежде сотворения мира предопределил быть спасению человека чрез возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, тогда вместе с ним обновить и всю тварь и сделать ее вечною и нетленною. Вот что открыл Апостол приведенными словами: суете тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, то есть тварь повинулась людям не сама по себе, и не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы, но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нее на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (21). Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков. (Слова. Слово 45, часть 4: http://agios.org.ua/)

Преподобный Анастасий Синаит. Ведь если человек, после своего преслушания, и был «умален малым чим от Ангел» (Пс. 8, 6) как ставший смертным, то, благодаря ипостасному единению ним Бога Слова, он был сразу намного предпочтен Ангелам. (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему, слово 1, часть 6: http://agios.org.ua/)

Если кто-нибудь поймет божественное изречение: творим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему» как относящееся к внутреннему и незримому человеку нашему, то он вряд ли погрешит [против истины]. А слова: «Вот, Адам стал» после преступления Заповеди] - «как один из Нас» (Быт. 3, 22), ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: «как один из Нас». (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему, слово 2, часть 2: http://agios.org.ua/)

Заметь, что мы даже в самой малой степени не искажаем насильно повествование [о сотворении человека], говоря следующее: Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал [до грехопадения], был переоблачен Богом в тело нынешнее - более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих [естественно] присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек будучи [первоначально] нагим, нетленным и бессмертным, [затем] был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подобие нагого Слова; ибо Бог [облачил Адама], не совлекши и не отняв [эти ризы] у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над [всяким прочим] естеством. Отсюда ризы эти - не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь [тем самым] ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему [Сам] Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, З). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или [сотканные] из какого-либо иного материала? (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему, слово 2, часть 3: http://agios.org.ua/)

[...] Адам изменил и обратил от нетления к тлению не все естество [человеческое], но только тело, созданное из земли и принадлежащее к изменчивой природе, - оно-то и претерпело изменение, став вследствие преступления [заповеди] тленным и смертным из нетленного и бессмертного. Это есть тот [человек], который, как гласит Евангелие (Лк. 10, 30), попался разбойникам и остался от их ударов если не совсем мертвым, то едва живым. (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему, слово 3, часть 4: http://agios.org.ua/)

Преподобный Григорий Синаит. Человек создан нетленным, каковым и воскреснет, но не непревратным, ни опять превратным, а имеющим силу по желаетльному расположению превратиться или нет. Желание не сильно сообщить природе совершенной непревратности: она есть почесть будущего непревратного обóжения. (Добротолюбие, том 5, глава 12, часть 8: http://azbyka.ru/otechnik/?Dobrotoljubie/dobrotoljubie_tom_5=12)

Текучая ныне тварь не создана первоначально тленной; но после подпала тлению, «повинувшись суете,» по Писанию, «не волею», но не хотя, «за повинувшего ее, на уповании» обновления подвергшегося тлению Адама (Рим.8:20). Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их. (Добротолюбие, том 5, глава 12, часть 11: http://azbyka.ru/otechnik/?Dobrotoljubie/dobrotoljubie_tom_5=12)

Святитель Симеон Фессалоникийский (Солунский). Тогда благой и всеблагой Бог благостью единою создал всю тварь и напоследок человека, то от начала отступник и начальник зла диавол, позавидовав человеку, многими кознями воспользовался против него, сперва под видом дружбы прельстив, удалил от общего Божиего подчинения и благодати; и тотчас смерть пришла к нему, изгнанному от прежней красоты и первого отечества Едема и его божественной сладости. (Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание, часть 1: http://azbyka.ru/otechnik/?Simeon_Solunskij/o_zachite_otechestva)

Блаженный Феофилакт Болгарский [*]. Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк.13:16). Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления. Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов.2:6–7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем.2:23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт.3:21). (Толкования на Евангелие от Луки, глава 13: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolk_53=13)

Святитель Игнатий Брянчанинов. Боговдохновенный бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании (Быт.2:5): сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Никаких вредных произрастений не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключать из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: «Терния и волчцы возрастит тебе земля» (Быт.3:18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее (Быт.2:5–6). Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт.1:30). (Слово о человеке, глава 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=4)

В неприязненные отношения вступили животные и между собою: оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменение в самом естестве своем, которое приобщилось проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. Смерть, которой обречены были наши праотцы за грех свой, смерть, которую они ощутили и в душе, и в теле по отступлении Божественной благодати, но которой явного последствия еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Первые убийства совершены были без сомнения зверями... (Слово о человеке, глава 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=4)

До греха не было в мире смерти. Смерть вошла в мир грехом (Рим.5:12), быстро объяла, заразила, неисцельно повредила мир. [...] Малые черты первоначального состояния земли, сохраненные для нас книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека. (Слово о человеке, глава 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=4)

Посреди рая находилось древо жизни; вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого. (Слово о человеке, глава 11: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke=11)

Смерть -- разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. (Слово о смерти, участь тела по смерти: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/1g54-all.shtml#_Toc55035382)

Эта смерть, постигшая душу за преслушание, не только соделывает непотребною душу, но и распространяет проклятие на всего человека; самое тело подвергает многим трудам, многим страданиям и тлению. (Слово о смерти, душевная смерть: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/1g54-all.shtml#_Toc55035388)

Преподобный Иустин (Попович). Для того чтобы богообразный человек мог жить полной благодатной и бессмертной жизнью, Человеколюбивый Господь произрастил "дерево жизни посреди рая" (Быт. 2, 9). "Питаясь плодами этого дерева, человек мог и телом оставаться безболезненным и бессмертным, так как дерево жизни имело силу давать жизнь, и от него могли питаться только достойные жизни и не подверженные смерти". О том, что это так, свидетельствует Святое Откровение: "Бог смерти не сотвори" (Прем. 1,13); "Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир" (Прем. 2, 13-14; ср. 2 Кор. 5,5). Богомудрый Апостол ясно учит, что смерть вошла в человека через грех (Рим. 5,12; I Кор. 15, 21.56). Вместе с Откровением Святые Отцы единодушно учат, что человек был создан бессмертным и для бессмертия, а Церковь вселенскую веру в Богооткровенную истину об этом бессмертии соборно выразила постановлением Карфагенского Собора: "Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема" (Правило 123). Отцы и Учители Церкви понимали бессмертие Адама по телу не так, что он будто бы не мог умереть по самому свойству своего телесного естества, но что он мог не умереть по особой благодати Божией. "Как существо сотворенное человек по естеству был преходящим, ограниченным, конечным; а если бы он остался в Божественном добре, он бы благодатью Божией остался бессмертным, непреходящим". Это значит, что человек был предопределен для бессмертия, которого мог бы достичь, если бы только остался послушным Богу. "Бог не сотворил человека, - говорит святой Феофил, - ни смертным, ни бессмертным, но... способным и к тому, и к другому, то есть если бы он стремился к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, он бы получил от Бога бессмертие как награду за это и стал бы богоподобным, а если бы он обратился к делам смерти, не покоряясь Богу, он был сам стал виновником своей смерти". "До греха, - пишет блаженный Августин, - человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть, бессмертным, ибо оно могло не умереть. Одно дело: не мочь умереть, какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть, в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это давалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда как если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати Творца". (Избранные главы о творении мира и человека, о первоначальном состоянии человека, часть 2: http://azbyka.ru/dictionary/05/popovich_o_tvorenii_mira-all.shtml#rel5)


-- Отсутствие до грехопадения тления и смерти не только в раю, но и во всем остальном мире.

Преподобный Симеон Новый Богослов. И насади Бог рай во Едеме на востоцех... И прозябе Бог еще от земли всякое древо, красное в видение и доброе в снедь (Быт.2:8-9), с разными плодами, которые никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свежи и сладки и доставляли первозданным великое удовольствие и приятность. Ибо надлежало доставлять и наслаждение нетленное оным телам первозданных, которые были нетленны. Почему и жизнь их в раю была не обременена трудами и не отяжелена несчастиями. Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами. (Слова. Слово 45, часть 1: http://agios.org.ua/)

И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов. (Слова. Слово 45, часть 2: http://agios.org.ua/)


-- Принципиальное отличае мира до грехопадения.

Святитель Филарет Московский. Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, т. е. чисто, прекрасно и безвредно. (Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть первая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении, часть 112: http://azbyka.ru/dictionary/10/drozdov_katehizis_1g_04_all.shtml)

Условные обозначения и список литературы: http://soborianelj.livejournal.com/71182.html

Tags: Священное Писание, апологетика, богословие, наука, наши домыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 111 comments