?

Log in

No account? Create an account
Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Сто лет с дня кончины архиепископа Никона Рождественского
sergsmir wrote in soborianelj

Архиепископ Никон (Рождественский). 4 апреля 1851 г. - 12 января 1919 г.

Россия 1910-1917 годов в дневниках.

Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования...

А эта сила есть: она в Церкви, в вере православной, в благодати Христовой, которою столь обильно располагает Церковь. К несчастью, в нашей интеллигенции есть непреодолимое препятствие к тому, чтобы использовать эту силу: наш интеллигент смотрит на Церковь глазами западнаго полуинтеллигента, в Православии видит какое-то жалкое подобие римскаго католицизма, в духовенстве – невежественных фанатиков и корыстолюбцев, по подобию иезуитов, и, с высоты какого-то величия просвещеннаго человека, судит о том, чего не знает и знать не хочет…

А эти самоубийства растут с ужасающей силой... Возьмите любой № газеты и вы увидите этому страшное подтверждение. Вот, напр., № 1 2, 204 " Нового Времени": больше столбца занято описанием самоубийств. Их за один день зарегистрировано в одном Петербурге 23! Только за один день! Сколько же за месяц! за год? сколько по всей России?! Ведь ужас берет от этой скорбной летописи! А наша интеллигенция все хочет как-нибудь обойтись без Бога, объяснить все как-нибудь туманными фразами!- Тут - простите - уж просто проглядывает какое-то упорство, нежелание иметь дело с религией, отречение от Христа... Тут и Сам Бог, никого насильно не желающий спасать, ничего не может. Ведь по учению слова Божия в том и состоит хула на Духа Святого, когда человек упорно сопротивляется очевидной истине. А эти лицемеры-интеллигенты не только сами не хотят знать истины, но и от других стараются ее укрыть. Невольно вспоминается слово Господа к подобным им фарисеям:

" Горе вам, яко затворяете царствие небесное пред человеком, вы бо не входите, ни входящих оставляете внити!" (Мф. 23, 14).

У кого что болит, тот о том и говорит. В России имеется 56 духовных семинарий для приготовления пастырей, а епископы озабочены недостатком кандидатов священства. Семинарии выпускают студентов для высших учебных заведений, акцизных чиновников, даже ветеринаров, а во священники в некоторых епархиях из их питомцев едва ли идет один из десяти. Приходится архиереям подбирать старичков диаконов, не кончивших курса, псаломщиков, едва дотянувших до 2-го класса семинарии, а в приходы с единоверческим населением и начетчиков (богословы у старообрядцев. – Ред.), и ими
замещать места священников по селам. Межу тем, семинарии выпускают в каждой епархии столько “кончалых”, что ими можно бы замещать сполна вакансии не только в своей, но и в других, еще не имеющих семинарий, епархиях. Что же это значит? Можно ли мириться с таким явлением?
Народ инстинктивно ищет света, но вместо ярко горящих светильников во тьме своего невежества встречает болотные огоньки – разных лжеучителей и идет за ними… А где же те, кто светить должен, кто должен показывать ему путь? Увы, часто они сами являются настолько неподготовленными к своему святому служению, что боятся встретиться с каким-нибудь баптистом или штундистом… Жалкие пастыри! Ведь если бы не так, то зачем бы нам заботиться о миссионерах? Да каждый пастырь в своем приходе и должен быть миссионером!

Знаю я многих батюшек, вполне обезпеченных, но потому-то и нерадящих о пастырском долге своем. Хотите примеры? Не далеко за ними ходить. Спросите монахов, живущих на подворьях в наших обеих столицах; они расскажут вам такие примеры: приходит человек, просит причастить больного. “Идите к своему батюшке приходскому”, говорит монах. – “Да я был у него, но он спрашивает: на каком этаже живем? Говорю ему: на пятом. – А подъемная машина, говорит, есть? – Говорю: нет. – Идите, говорит, к монахам”. Та к говорит “обезпеченный” священник в столице (понятно, не каждый, но есть такие, и их немало!). Но и в деревне немало таких. И именно там, где батюшки получают хорошее жалованье. “Нашего батюшку не допросишься приехать зимою окрестить младенца; требует, чтобы везли его непременно в церковь. А младенец слаб”… “Обезпеченные” батюшки имеют в некоторых местностях и тройку лошадок, у них матушка и на рояли, на пианино играет, бывают нередко и гости, грешным делом и в картишки перекидываются… Не в осуждение говорю это: пусть бы все это имели, да дело пастырское не опускали, а то ведь именно это-то дело и страдает у них. Проповеди их пасомые почти никогда не слышат, батюшки держат себя “барами” и с барами только знаются, мужичка держат на кухне по целым часам.

Итак, смотрю я вокруг - и сердце сжимается болью. Страна наша величается православною, следовательно - в самом чистом значении слова - христианскою, а где оно -наше христианство? Куда ни посмотришь - самое настоящее язычество! Какому богу не служит теперь русский человек? Один - золотому тельцу, другой - чреву, третий - своему ненасытному "я". Простой народ пьянствует, полуобразованный - безбожничает, якобы "интеллигент" - мудрит без конца... Вси уклонишася, вси непотребни быша! Ложь въелась до мозга костей в людей, которых хотели бы видеть "лучшими". В нашей " Государственной Думе" с пафосом рассуждают об отмене смертной казни для тех извергов рода человеческого, которые беспощадно убивают невинных детей, издеваются, бесчестят даже трупы несчастных девушек и всем этим похваляются, потеряв не только образ человеческий, но и скотский: вот об этих адских выходцах - у наших "законников" нежная забота, для них, видите ли, надо отменить смертную казнь: пусть себе сидят в теплом казенном помещении и едят народный хлеб, пока не убегут, чтоб дорезывать других.

То же - с печатью. Жалуемся, что задушила нас грязная, порнографическая литература, что отравляет нас иудейско-масонская печать: кто же виноват? Иудеи и масоны, опять скажу, делают свое дело - отравляют нас, подрывают под самые основы нашего государства, нашей Церкви - но, господа, ведь они не могут же навязывать нам своих книжек, своих газет - насильно; ведь можем же мы с негодованием отвращаться от этой отравы: кто же виноват, что мы
отравляемся? Кто же мешает православным русским людям согласиться - в руки не брать ни одного иудейского листка, не подписываться ни на одну вредную газету? Ведь если бы мы в самом деле дорожили святынями православия, если бы ревновали о славе имени Христова, то не посмел бы ни один враг христианства проникнуть в нашу среду, ни один листок, ни одна газета не нашла бы себе читателя среди нас. Но этого нет; безбожная литература свободно гуляет не только среди легкомысленной молодежи, но и среди людей степенных, пожилых, которым, казалось бы, если они христиане, было и грешно, и стыдно брать в руки такую дрянь. Иудейские газеты распространяются сотнями тысяч экземпляров, безбожные книжонки выдерживают по нескольку изданий, их читают, создают около себя губительную атмосферу мысли, задыхаются в ней и жалуются еще: жить тяжело! Дышать нечем!.. Да и поделом: оставили источник воды живой, благодатной - учение Христа Спасителя и Его Церкви, отравляетесь мутью всяческих лжеучений, становитесь бессознательно Язычниками в своем миросозерцании; кто же виноват? Где ваше христианство?

Из городов пойдем в самую глушь деревенскую. Посмотрим, что там творится у православных христиан в праздники, например, или когда справляются свадьбы, похороны, крестины... Нужно ли много говорить о том пьянстве, которое разливается рекою, о том распутстве и драках, какими сопровождается это пьянство? У кого из людей, ревнующих о Церкви, о родине, о славе Божией, не сжималось сердце болью, не выступали слезы горькой обиды, стыда, унижения за родной народ при виде всех этих безобразий? Какой-то пьяница придумал складное слово: "Кто празднику рад, тот до свету пьян", а наша деревня приняла это глупое, богохульное слово как бы за заповедь, и вот храмы Божий в праздники пусты, в них только дети, старики да женщины, а мужички, домохозяева, эти "труженики", как они себя любят называть, они с раннего утра, минуя храм Божий, пошли верст за пять и дальше - туда, где можно водки достать, где есть винная лавка, трактир, харчевня: там они будут справлять праздник... А к вечеру вернутся домой, принесут с собою живительной влаги, будут насильно поить детишек своих, несчастных жен, отцов-стариков, матерей... Ведь все это - столь знакомые картины, что говорить о них, право же, не хочется! Но как и молчать? Ведь эти несчастные полагают, что они тоже "христиане", что они в Бога веруют и вот - праздники помнят...

Самые возмутительные кощунства, большею частью, остаются безнаказанными, богохульство, поругание заветных святынь - чуть не ежедневно и в газетах, и в жизни; мало того: вы лишены возможности, например, в дороге найти порядочную патриотическую газету: непременно извольте читать жидовские листы, вы задыхаетесь от этой удушливой атмосферы лжи, кощунства, безбожия, и ныне, и завтра - все одно и то же... Но и этого мало. Для людей, которые хотели бы поучиться не из газетных простынь, а из более или менее серьезных книг, теперь издаются и толстые якобы научные книги - отвратительно-враждебного в отношении к вере и Церкви направления... Если попадет такая книга вам в руки, вся душа ваша возмутится от негодования, а те, кому ведать надлежит, спокойно рассуждают: "Пусть издают - нельзя же стеснять свободы" якобы "научных мнений. "Нелиберально: противно свободе совести..."

Наши интеллигенты почти не идут в монастыри. За 30 лет моего пребывания в Лавре преп. Сергия пришел в монастырь только один окончивший полный курс семинарии, если не считать трех-четырех вдовых иереев. Постригать, даже производить в сан иеромонаха приходится полуграмотных, едва умеющих читать… Иначе служить некому.

Соблазн идет от интеллигенции.
И везде зараза, соблазн идет от тех, кто считает себя интеллигентом. А считают себя таковыми и сельские учителя и учительницы, и фабричная администрация, и фельдшера, и волостные писари… Даже обидно за достоинство человека, когда представишь себе всю нищету миросозерцания этих “интеллигентов”. Весь запас их “знаний” ограничивается газетной и брошюрной трухой, да много-много каким-нибудь справочником из множества уличных изданий… А каковы бывают эти справочники – я скажу в другое время. И вот эти-то убогенькие, у которых сердце совершенно опустошено даже от тех крох религиознаго знания, какия запали, может быть, в детстве, эти-то уродцы духовные и мнят себя быть руководителями жизни умственной, жизни народной, величают себя “передовыми” людьми, судят и рядят обо всем, будто нет тайны, которой они не знали бы, нет мировой загадки, которую не могли бы они решить… Жаль наш бедный, несчастный народ! Сколько зла и соблазна сеется этими непрошенными его руководителями! А число их все растет и растет: если статистика нам показала, что только за время пресловутаго “освободительнаго” движения сослано в Сибирь
до 25 000 народных учителей – только одних учителей из таковых, уже отмеченных, так сказать, с поличным пойманных, сколько же их остается на местах и продолжает отравлять народ своими бреднями! Недаром же враги Церкви и отечества так рассчитывают на народную школу в деле совращения и развращения народа; недаром так усиленно добиваются вырвать из рук Церкви народную школу: расчет очевидный – не пройдет десятка лет, как все молодое поколение будет отравлено ими, забудет Бога, и тогда настанет их темное царство… Куда захотят, туда и направят они эту озлобленную, обезумевшую, голодную (ибо все будет пропито) толпу… Ужас берет, как подумаешь об этом!

А наши “верхи” так спокойно беседуют о “передаче церковных школ в министерство”… не в министерство, господа, а в руки этих пропагандистов неверия и разрушения. В руки вот этих соблазнителей и губителей несчастнаго народа. Не обманывайте себя, грешно притворяться слепым, когда дело столь очевидно… Кто любит родину, кто любит родной народ, кто не хочет ему гибели, тот должен просить, умолять правительство – стать на страже народной души, не подпускать соблазнителей близко к святому делу народнаго воспитания, ограничить свободу развратителей – прелюбодеев печатнаго слова, всяких пропагандистов-лжеучителей: самому народу не справиться с ними… Иначе мы – на краю гибели!

Говорить ли о народе? В последние годы у него будто голова пошла кругом: не о труде у него мечта, не о благочестии дума; даже лучшие, трезвые мужички мечтают о прибавке земли, хотя и земли у них достаточно, мечтают о городе, о добыче легкой, а у большинства – праздность, пьянство, разгул и др. грубые пороки становятся стихию их жизни…

И за последние пятьдесят лет это одичание ушло очень и очень далеко. Знаете ли, что в двух-трех волостях одного Грязовецкаго уезда существует обычай, в силу коего молодежь считает чем-то для себя обязательным в каждый годовой праздник вступать в драку, которая почти всегда кончается убийством? Да иначе и не может кончиться: ведь все парни выходят драться не просто с кулаками, а с финскими ножами, с револьверами, с кинжалами. В трех волостях этого буйнаго уезда насчитываются в год не меньше ста таких убийств. Говорят, что отца роднаго не пощадят в этой страшной драке. А дело кончается обыкновенно так, как рассказано в книге Родионова “Наше преступление” – тюрьмою от 4 до 6 месяцев, ибо это-де убийство “нечаянно”, в драке. Парни даже смеются над таким названием говорят. “Важное дело –
посидеть в теплом углу, поесть казенных щей с мясом; да это – не житье, а масленица! Ведь мы не видим мяса-то по целому году, от Пасхи до Пасхи”… Да, дичает народ. Все реже и реже встречаются старики, старушки, Богу преданные, и любуешься на них, как на уцелевшие остатки родной прекрасной старины среди безобразных развалин. Вглядитесь в лица: много ли найдете теперь тех прекрасных типов, с коих наш гениальный Васнецов мог бы писать своих богатырей? Народ начинает вырождаться не только духовно, но и физически…

Не находится ли и среди нас немало людей, которые добро уже называют злом, а зло добром, тьму безбожных учений - светом, а свет Христова учения - тьмою? А таких людей, которые с раннего утра ищут водки и до позднего вечера разгорячают себя вином - не встречаем ли мы на каждом шагу? Страшно подумать, больно говорить о том, сколько зла творится среди нас! Никогда, с самого начала Руси, не было слышно на нашей земле такого богохульства, такого кощунства, какое слышали и слышат уши наши. Никогда не было такого отступничества от святой веры православной, как
в наши дни. Самые ужасные пороки ныне возводят чуть ли не в добродетели, самые добродетели смешиваются с пороками и тем лишают их всякой цены в очах Божиих. Ныне пляшут и любуются на безнравственные зрелища в театрах - в пользу пострадавших от того или иного бедствия. Ныне ставят памятники безбожникам. Православные люди сквернят свои руки постройкою идольского капища. Распутство стало обыденным явлением. Отбить у соседа жену, прогнать свою, нанять лжесвидетелей, чтоб развестись -да этому уж никто не удивляется. Убить, отравить, развратить, загубить душу - да об этом мы читаем в газетах каждый день. И это творится во всех слоях общества: и среди простого народа, и среди образованных людей. Полная распущенность нравов, уподобляются люди скотам несмысленным!..

Удивительное дело: на наших глазах расхищаются духовные сокровища народной души, оскорбляются народные святыни нашего русского сердца: это измученное сердце готово крикнуть: " Руки прочь, лицемеры, неверы, изменники!" Но что-то, как темное привидение, стоит пред нами и властно повелевает нам: "Молчать! это нелиберально! Ныне век свободы слова, свободы печати, свободы совести!"... Совести, которой именно и нет свободы от бессовестности! И мы смиряемся, и молчим... А если бы и вздумали поднять голос против этого привидения - бесполезно; нас остановят во имя тех же свобод. И вот наши цензурные учреждения снимают даже наложенный уже арест с самых возмутительных книг вроде толстовского "Учения Христа для детей", а сколько духовного яда распространяется теперь по лицу родной земли, сколько кощунства, богохульства -сил нет говорить! Еще на днях "Земщина" сделала выписки из одного казенного издания столь кощунственные, что я не решусь их здесь повторять. Скажите же ради Бога: какой смысл в такой, терпимости? За что мучают наше сердце разрешением на все это? Кому нам жаловаться? Где искать защиты от этого - простите - прямо сквернословия? Изволь, русский православный человек, терпеть всю эту мерзость во имя "свободы"! Ты не хочешь видеть этого кощунства? Иудеи и их приспешники принесут тебе на дом и картинку, и газету, и брошюру, начиненные этим ядом, под твоими окнами мальчишки прокричат об этой мерзости, всунут ее тебе в руки... Миллионы листков рассылаются по селам и деревням нашей простодушной России - кем, на какие средства - никто из нас не знает, да и знать как будто не хочет, а благодушные представители власти во имя той же свободы не с этому развращению народа. В школах народ развращается учителями-безбожниками, в войсках - агитаторами, в высших учебных заведениях -бессовестными профессорами, в судах - адвокатами - да скажите: где еще нет пропаганды политического, религиозного и нравственного развращения? И мы все это видим, видим и терпим - во имя "свободы"... Господи, да что же это за сумасшествие такое? На что же власти? Куда мы идем?!

И тоскливо сжимается русское бедное сердце, а там, где-то в глубине этого сердца, в святилище совести, в нашем внутреннем человеке, - прислушайтесь - кто-то тихо, ласково, но настойчиво говорит: "Не вини других - на себя оглянись". В самом деле: ведь если бы все русские люди дали себе слово - не брать в руки ни одной газеты, издаваемой врагами Церкви и родного народа, то и печатать то, на что мы жалуемся, перестали бы. Если бы ни один русский человек не ходил на те зрелища, где проявляется кощунство и поругание всего святого для нас, то и зрелища закрылись бы. Если бы русские люди не пускали детей в те школы, высшие и низшие, где их развращают, то и учащие свою безбожную и бунтарную проповедь прекратили бы. Если бы православные, любя свою веру, твердо знали учение своей Церкви и могли отражать всякую хулу на это учение, то ни один еретик, ни один раскольник не посмел бы являться к нам с своею проповедью. Истина -одна, и мы ею обладаем, она в учении нашей родной Церкви: мы виноваты, что не знаем этого учения, не заботимся вкоренять его в сердца - не в умы только, но и в сердца наших детей, отчего и происходит, что всякие лжеучители смущают их и от Церкви отторгают. Не знаешь своей веры, не можешь защитить ее: тогда по крайней мере смирись, сознайся в своем невежестве и не ступай в споры с врагом твоей веры. А у нас - от проповеди своего батюшки из церкви бегут, а появится лжеучитель - все стремятся послушать его; а он и рад смущать слушателей своими хулами на Церковь Божию и ее служителей! Вот теперь на улицах Невской столицы на всех углах продают открытки с кощунственным изображением Христа Спасителя, обнимающего еретика и богохульника Толстого. Смысл понятен: Церковь отлучила еретика, а вот-де Сам Христос его принимает... Не насмешка ли это над нашею матерью-Церковью? А мы, ее дети, раскупаем эту открытку нарасхват. Что ж? Жидам-издателям хорошая нажива, да и соблазн великий: врагам Церкви вдвойне выгодно. А мы только сетуем: почему власть не запретит? Да кто же нам-то запрещает гнать от своих домов таких продавцов, отплевываться от них, не брать в руки богохульной открытки?! Власть – властью, но во имя той же препрославленной свободы мы и сами должны и можем ограждать себя от соблазна. Власть отвечает пред Богом за допускаемый соблазн, но и мы не безответны за наше равнодушие, за наше "непротивление злу".

Вот если вместо Евангелия и Псалтири учить детей по Толстому - вот это будет "просвещение"! На это и учителей достаточно: говорят, из Сибири и других не столь отдаленных мест в последнее время вернулось до 22000 таких народных просветителей: вот им и надо дело и место дать!

Я со страхом помышляю о том времени, когда осуществится такое всеобщее обучение. Уже и теперь по местам юные грамотеи, наслушавшись всяких освободительных бредней, начитавшись жидовских газет и брошюр, потеряли и Бога, и совесть, и стыд, и всякий страх, и терроризуют деревню: что будет, когда все молодое поколение заразится этой отравой? Что станется с народом, когда наше старое поколение все сойдет в могилу? Что будет с Русью нашей, когда отравленное неверием, кощунством, богохульством и всякими модными масонскими бреднями, выродившееся в идиотов от алкоголизации, новое, больное и духом и телом поколение явится хозяином на родной земле?.. Ведь надо помнить, если мы христиане, что Бог поругаем не бывает! Надо помнить, что даже наука, -не говорю уже о нравственном законе, о правосудии Божием - даже беспристрастная наука свидетельствует, что в самых законах природы лежит закон возмездия за нарушение закона нравственного...

Мы открываем новые университеты в то время, когда наша русская наука, можно сказать, дошла до банкротства, когда ею завладели иудеи, когда годами пустуют десятки кафедр в иудействующих университетах, когда жрецы науки в большинстве обратились в прислужников недобросовестной, противонародной политики и антихристианских лжеучений, и вот в такое-то время мы готовы бросить десятки миллионов на новые университеты, сотни миллионов на всеобщее обучение, не желая давать себе отчета даже в том: найдем ли достаточно людей науки, чтобы обслуживать эти университеты, эти новые народные школы?.. Что все это, как не гипноз, какое-то помешательство на искаженной идее просвещения?
Нужно сначала отрезвить народ, потом просвещать. Прежде спасти его от алкоголизации, от вырождения, от поголовной гибели... А то "просвещение", которое готовят ему ввиду " всеобщего обучения" с учителями нового типа, только ускорит эту гибель.

Несчастная Россия!.. Не нужно быть мудрецом, чтобы видеть, что ты гибнешь, - не надо быть пророком, чтобы провидеть, что ты погибнешь, если не опомнишься, если не положишь границ той необузданной свободе, какую захватили себе иудеи и их наемники и приспешники, изменники вере родной из сынов твоих! Мы, русские люди, дожили до того, что нас насильственно отравляют духовным ядом, нам не дают самой возможности иметь здоровую духовную пищу: иудеи нагло смеются над нами, подсовывая нам вместо этой пищи яд, всюду - только яд и никакого противоядия...

От чтения хороших книг отучили, все заполонила газета, а вся газетная печать - почти вся, за немногими редкими исключениями - в руках иудеев, и мы, читатели, должны или читать непременно только их - извините за выражение - зловонные листки, или же совсем не знать, что на свете Божием творится. Когда сидишь еще дома - можно выписать кое-что из патриотической печати,- надо правду сказать: по неимению достаточных к тому средств - какой-то захудалой, тощей сведениями, сообщающей нередко то, что в иудейских газетах напечатано уже два-три дня назад; но когда судьба заставит вас путешествовать, то вы уже обречены на плен иудейский, горший вавилонского. Ни на пароходе, ни на станциях жел. дорог, ни в вагонах - ни одной патриотической газеты. Спросишь "Моск. Ведомости" или "Колокол" - отвечают: "Нет". "Почему же не имеете?" -"Спроса нет". - "Да, вот я спрашиваю!" - "Извините, не имеем". Или: "Вышли все". Да у вас и не было их!..

Загляните в сумку продавца, и пред вами запестреют все иудейские издания: и "Речь", и "Руль", и "Биржовки", и "Копейки", не говорю уже о "Русском (когда-то действительно -Русском, в котором и мне не стыдно было, напротив - почетно - сотрудничать!) Слове", " Современном Слове" и т. д. А если заглянете как-нибудь неосторожно в издания
иллюстрированные, то краска стыда покроет ваше лицо: такая там печатается мерзость!..

Судите сами: можно ли уцелеть тут простому читателю? А ведь газета в последние годы стала насущной потребностью массы полуинтеллигентов, что-то вроде папиросы или чашки чаю. Иудеи, прикрываясь заманчивым для недалеких людей словом "свобода", захватили в свои цепкие руки печатное слово, захватили, говоря коммерческим языком, газетный рынок, поставили нас в невозможность противостоять им, и вот мы - в плену у них: чем хотят, тем нас и питают, особенно во время наших путешествий: точь-в-точь как содержатели буфетов: или ешь скоромное, или голодай в дороге. И это называется у нас свободою печатного слова! О, конечно, свобода - свобода злу, свобода отравлять русских людей, свобода издеваться над нами, над всем, что для нас дорого и священно! Но, гг. власть имущие: ведь это плен, худший плена японского, немецкого, какого угодно, это плен жидовский: ужели это не видно вам?.. Или погибни Русь, лишь бы был неприкосновенен принцип свободы печати, свободы слова и т. д.?

Нам говорят: и вы пользуйтесь тою же свободою, - кто вам запрещает!

Совесть, господа, запрещает! Мы не можем допустить тех способов отравления народа, какие допускают и на какие способны иудеи. Мы не имеем и тех средств, какими располагают для сей цели иудеи. У нас нет фондов, подобных кагальному, нет миллиардеров, бросающих миллионы на завоевание нашего народа, в надежде пить его кровь... Нет, если вам жаль русского человека, если жалеете родную Русь и хотите, чтоб она еще жила среди народов земли, то гоните от нее прочь этих чужеядных насекомых...

Я боюсь, однако же, что наши интеллигенты,именно интеллигенты, а не простецы, будут виновниками гибели нашей Руси. Вспомните, что ведь и еврейский народ загубили, и Христа распяли, и проклятье на свой народ призвали интеллигенты-книжники и фарисеи.
...Но настал 1905-й вечно проклятый год, и толпы народные пошли за иудами-предателями, а все эти иуды вышли из среды если не интеллигентов, то полуинтеллигентов, гордых в своем самомнении и пустых в своем круглом, невероятном невежестве!
Архиепископ Никон Рождественский. 1910-1917 год.


  • 1
Сам архиепископ отличился разгромом разгромом русских монастырей на Афоне - без помощи Кагала обошёлся!

Edited at 2019-01-12 08:44 am (UTC)

Да ладно... Вы читали его воспоминания о поездке? И почему, собственно разгром, как вы пишете, всегда плохо? Разве имябожие не отклонение от православия? О.Никон около месяца был на Афоне, беседуя, убеждая монахов в их ошибках. (Ага, Христос родился из бока матери, например). Всегда проштрафившихся священников и монахов ссылали в дальние монастыри для покаяния и исправления. Афонские монахи поделились на три группы. Первая признали свои ошибки, вторых раскидали по монастырям России для исправления, третья группа ушла в горы.
А что не так?

Всё не так. Про "родился из бока матери" - придумал сам архиепископ. А то, что имя Божие есть Сам Бог, о том святые отцы писали, которым архиепископ и в подмётки не годится!

Вы же понимаете, что мы друг друга не убедим. Задайте себе два вопроса: Как Русская Православная Церковь относится к имябожию? Считаете ли вы сами себя православным христианином в данной Церкви? Всё очень просто.

На самом деле всё ешё проще, чем Вы полагаете!

Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на книгу «Деяния святых апостолов». Глава 2, ст. 38:

«38. Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа.

Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны по существу. Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына — не Бог, и имя Святого Духа — не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только — в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И приимете дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа — один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их».

Проще в каком смысле? А в таком, что я, как христианин, принадлежащий к Церкви Христовой Московского патриархата )), доверяю в вопросах богословия именно ей. Ведь её не одолеют врата ада. А меня, ещё как посмотреть, время покажет. Если я не доверяю основным положениям Церкви, то мне нужно выходить из неё в какую-то другую конфессию, или не дай Бог, в секту. Вы, кстати, назовёте мне, к какой церкви принадлежите? Для понимания и удобства беседы.)
Но это совсем не значит, что я не собираюсь вообще думать и критиковать всё, что угодно. То, что мне кажется неправильным. В своих мысленных диалогах не раз я пытался спорить со святыми отцами, с некоторыми положениями Евангелия. Ни разу я не победил, очередной раз, убеждаясь, что я ошибаюсь, а не они.
Труды Оригена я отвергаю, но самого Оригена уважаю за то, что он под пытками не отрёкся от Христа, умер христианином. Но только за это.) У Флоренского есть некие труды, которые Церковь не поддерживает. Но самого Флоренского разве можно не уважать? Самую первую свою религиозную книжку я прочитал его - "Иконостас".
Каждый из нас может иметь частное богословское мнение. Святые отцы часто не сходились между собой во многих вопросах. Ну и что? Но как только христианин начинает спорить с Церковью, в данном случае с РПЦ МП )), у него появляется соблазн уйти в ересь. И это не страшно, мало ли мы чего напридумываем, многим же хочется от себя что-то добавить. Главное - преодолеть свои отклонения и споря со святыми отцами, вернуться в Церковь Христову.

Святые отцы были имябожники, получается?)) Толковать то мы все мастера. Как там у Достоевского Лебедев говаривал: "Я же в толковании Апокалипсиса силен и толкую пятнадцатый год".
Тот же Феофилакт Болгарский писал и это:
«Выражение: веровать во Имя Господа нашего, - употребляется во многих местах Писания. Что же значит «Имя»?—Конечно, не иное что, как волю Его, славу, честь".
Ну, если воля, слава, честь и есть Бог по толкованию, то ладно, вы правы, наверное.))
И заодно потолкуйте Варсонофия Оптинского: "Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе, именуемом".
Да, пусть для вас о.Никон плохой, но то, что он пишет о состоянии общества, вам не интересно? Для этого я выложил подборку из дневников.

Обратите внимание на то, что крещены Вы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! И если имя Божие не Бог, то Вы и крещены не в Бога...

Знакомо. Это как православным предъявляют претензии, что Христос сказал, что не называйте никого отцом, один у вас Отец. А попов называют православные отцами. Протв Евангелия выступают.))

Я попытался разобраться: Имя Бога - это Бог. Но не сущность Бога. Но энергия. Но Бог явно Личность. Получается, что энергия без сущности нечто безликое?
У меня мозги кипят, пойду спать.))






Простите, но речь здесь совсем не о том.
Говорится о единстве всех Лиц Святой Троицы. О том, что призывая или Отца, или Сына, или Святого Духа, любое из неслиянных Лиц нераздельной Троицы, человек в равной степени полностью прибегает к Единому Богу. Здесь нет утверждения, что само по себе имя и есть Бог.

Edited at 2019-01-14 07:13 pm (UTC)

Как он по жидам-то прошелся...

И в наше время почти все то же самое.

Ни по каким жидам он не прошёлся - от его болтовни им было и не жарко, и не холодно. Зато вот разгромил два православных монастыря на Афоне, репрессировав беззаконнейшим образом где-то 1000 русских православных монахов!

И почему беззаконным? Вам не нравится закон, понимаю. Но о.Никона кто послал на Афон? Беззаконники?))

Его послал туда Государь для примирения конфликтующих сторон. Власти же судить, а тем более репрессировать монахов, принадлежащей к другой поместной Церкви, у него не было. Точно так же, как не было у него права нарушать уставы русских афонский монастырей. Таким образом, это был самый настоящий канонический беспредел!

Вообще-то я не копал глубоко эту тему. Но мне казалось, что только русские монахи озаботились этой темой. Все остальные афонские монахи не были подвержены имяславию. И русских там было около 6000, подтвердили свой выбор имяславия из 1000 около 700. И кинот Афонский считал их еретиками? Или нет? Они имели право по уставу убрать имябожников с Афона. О чём и высказали претензию и царю и Русской Церкви. Николай 2 же распорядился через месяц уговоров послать корабль с консулом и солдатами?
Какой беспредел? Старший приказал! (с) ))

Афонский кинот еретиками их не считал до тех пор, пока не понял, что это хороший повод избавится от русских на Афоне, а потому он с удовольствием подыграл Российскому Синоду. Корабль же с солдатами Государь дал Никону для его охраны, а вовсе не для избиения монахов. После этого случая Государь отказался принимать Никона, и не принимал его уже никогда!

Да конечно....
"29 января. Кинот (афонское соборное управление) отлучает от церковного общения «иеромонаха Антония и архимандрита Давида, как зловерных, а вместе с ними и всех единомышленников их» [9, т. 1, с. 387] и весь Андреевский скит. Иеросхимонах Антоний (Булатович) и архимандрит Давид не подчиняются решению кинота и продолжают совершать богослужения".
Это после того, когда имяславцы на Афоне избили несогласных монахов. Впрочем вы можете не верить этому, а верить, что имяславцев увозили порезанными, полуживыми и даже были трупы. Но вы должны признать, что это уже вопрос веры.))

"Инициатором отправки на Афон кораблей с воинской командой был российский посол в Константинополе Μ. Η. Гире. Министерство внутренних дел России возражало против немедленной эвакуации имяславцев до выяснения их личности и снятия с них сана, однако Министерство иностранных дел категорически отклонило вопрос о приостановлении высылки с Афона имяславцев".

Резолюция Николая 2: «Преосвященному Никону моим именем запретить эту распрю». Ничосе )) послал для примирения.
Если бы этот майдан русские власти допустили, то тогда всех русских монахов могли спокойно выслать вон греческие власти. Это таки да.))
А то, что на о.Никона потом всех собак спустили, это больше доказывает, что иначе было нельзя. Хотя приказ о поливе давал не он. И кто в первую очередь на него накинулся? Жидовские газеты, интеллигенция, та самая, про которую очень точно Ленин выразился. Та самая, которая постепенно привела страну к революции.

На всякий случай, если кто заинтересуется и захочем сам покопать, даю ссылку:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afonskaja-tragedija-gordost-i-sataninskie-zamysly/

И ещё. Вы игнорировали мой вопрос относительности вашей принадлежности к Русской Православной Церкви Московского патриархата. Успокойте меня пожалуйста.))

Кстати, о Вашем утверждении о крещении "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

>>Резолюция Николая 2: «Преосвященному Никону моим именем запретить эту распрю».

"Именем Государя" не означает, что власть имеет и приказы отдает само по себе имя, а означает то, что существует Государь, который и отдает приказы. Действующий по его приказу совершает нечто "во имя Государя", от его имени (а не властью звуков слова "Николай"). Ничего иного формула "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" не подразумевает. Священник служит Небесному Государю и от Его имени совершает таинства, требы и т.п. Не звукам имени служит, а действительному Царю Небесному.

Edited at 2019-01-14 07:13 pm (UTC)

Тогда вообще всё в норме. Каждый из нас имеет право на ошибки, что вы, что я. Процесс мышления может и затянутся, главное быть в главном едиными.

Самое интересное, что опять переходят на личности. Мол, он сам плохой, и по умолчанию чего там он может написать правдивого. О.Никон показал состояние общества.

Мои выводы: Революция была неизбежна. Общество отходило от Бога всё дальше. Приход большевиков не только закономерный, но и спасительный для России. Они сохранили "физическое тело" страны, "духовное тело" сохранили новомученники. Промысел Божий ведёт Россию.
Если не так, то ошибся Господь?

Все же владыка Никон. :)
Был бы он, скажем, архимандрит, был бы "отец". А он все же целый архиепископ. :)

)) Я вообще всех священников называю отцами, меньше писанины, буковку "о" поставил и всё.

Не, ну неуважительно както. :)

Да ладно... Даже не задумывался. Даже почитал сейчас этикет.)) Мне как-то кажутся эти слова -высоко... величество, превосходительство ненужным. В деловом письме согласен, тут уж придётся.
Но на всякий случай, спасибо.

Мало ли что нам не нравится. Всем нам чтонить не нравится. Это как устав армейский - хошнихош, а выполнять приходится. :))

Мне это не грозит. Я выше архимандрита не общаюсь.)) А его можно назвать отцом.

  • 1