sergsmir (sergsmir) wrote in soborianelj,
sergsmir
sergsmir
soborianelj

Category:

Крещенские истории

Православные христиане празднуют 19 января Крещение Господне, или Богоявление. Вот уже 17 лет наливаю крещенскую воду в храме в эти дни. Люди приходят преимущественно невоцерковлённые. Встречаются даже атеисты. По традиции пришли, или родственники попросили.

Прихожане стоят внутри, молятся на литургии. Тем, кто пришёл позже, в храме поместиться возможности нет, приходится ждать. Отстоять 2 часа на холоде - подвиг. Маленький, но подвиг. 12-15 лет назад при двадцатиградусном морозе народ стоял четыре часа.

Воду, освящённую после церковной службы, быстро разбирают. Тогда снова наполняем чаны. Священник служит снова молебен, и так два дня подряд. Чтобы получить желаемое, приходится дожидаться окончания молебна. Своеобразное принуждение к миру, терпению, молитве, другим добродетелям.

17 лет назад вода заканчивалась быстро. За день насчитал 14 молебнов. Маленькая церковь, в честь великомученика и победоносца Георгия. Вместимость меньше ста человек. Позже построили ещё два храма. В честь преподобного Сергия Радонежского, помещается 250 человек. Третий - Рождественский, вмещает до 1000 верующих.


Санкт-Петербург, Средняя Рогатка. Храм Великомученика и Победоносца Георгия. Построен в 1995 году.
Храм стал первой каменной церковью, выстроенной в городе после 1917 года.

Конечно, можно проще. Первый раз освятили воду после службы, а потом только доливай. Но тогда многие не узнают, как проводится молебен. Не услышат удивительные крещенские песнопения: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию».

Начинается праздник 18 января церковной службой. И вот, литургия закончилась. Выходит протоиерей, поёт тропарь «Глас Господень на водах...» В храме тишина. Наконец, молебен закончился, начинается проповедь. Люди терпеливо слушают. А куда денешься?

Священник поздравил присутствующих с праздником, окропил крещенской водой. И ушёл.

Людей накрывает сначала волнение. Самые нетерпеливые пытаются протиснуться поближе к чанам. Да кто же их пропустит? Понятно, что воды хватит, но слаб человек. Как вот так взять и пропустить другого, если он тут не стоял? Прихожанам легко, привычка к терпению присутствует. Остальным значительно труднее. Далеко не каждый способен сохранять спокойствие.

Возникает шум, начинается некое столпотворение. Иногда выходит священник. Строго вразумляет православных, это помогает. Правда, ненадолго.

Наконец, эмоциональные женщины набрали воды и ушли. Ситуация нормализуется. Люди успокаивается, некоторые начинают пропускать вперёд себя пожилых или женщин с детьми. Помогают друг другу уложить ёмкости в сумки. Получив воду, православные подходят к иконам. Покупают свечки, подают записки о молитве за родных.

Появилось свободное пространство и слышится голос: «Запускайте ещё 40 человек!» Люди замёрзли, ведь стояли на морозе больше двух часов. Слышится треск пустых бутылок. Проходит несколько минут суеты. Выстраивается 3-4 очереди, наступает тишина.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на работу других людей. Это правда. Десятки глаз внимательно следят за процессом нашей работы. Многие благодарят, поздравляют с праздником. Другие пытаются сунуть 10 рублей за работу. Мы с пониманием относимся к такой благодарности. Показываем, где стоит кружка для пожертвований. Отвечаем на вопросы.

Некоторые, вытаскивают из сумок 5-6 бутылок, извиняются: «Здесь на всю лестничную площадку». Выделяем тех, кто пришёл с банками и бидончиками. Им наливаем без очереди. Кто-то уносит домой литров 10-15 крещенской воды. Некоторые протягивают одну малюсенькую бутылочку. Обычно, молоденькие девушки. Понятно, они не жили в СССР, жизни не знают.


Храм прп. Сергия Радонежского. Построен в 2001 году, находится на острове.

Священник после каждой проповеди рассказывает о крещенской воде, Великой Агиасме. Вода за эти два дня одинакова, освящается одним чином. Довольно взять бутылочку, а дома доливать из-под крана. При благоговейном отношении свойств не теряет длительное время.

Православные слушают внимательно, но просят наливать доверху. Так вернее, концентрированнее. Да, встречались такие мнения. Нам не жалко, наполняем ёмкости под завязку. Правда, очередь движется медленнее, но и время для подвига увеличивается. Попутно делаем замечания, чтобы на бутылках не было этикеток неподобных. Поначалу каких только ёмкостей не несли. С водочными этикетками, винными, пивными. Однажды обнаружили в бутылке камешки. Видимо, для большего усиления.

Некоторые воспринимают замечания недовольно, но большинство даже извиняется. Обещают дома перелить воду в стеклянную посуду, купить наклейку. Мы верим. Прошлым годом только один мужчина принёс бутылку с водочной этикеткой. Любители искупаться настроены решительно: «Почему здесь нет проруби для купания?»

Неистощим на выдумки наш народ. В нашем приходе появилась такая байка:

Желательно набрать воды во время колокольного звона поочерёдно в трёх церквях. Смешать вместе, тогда это будет самая сильная вода, трёхзвонная. Ещё Достоевский писал, что в России врут не из практической выгоды, а чтобы произвести впечатление. Такой языческий подход вызывает смех. Только как православные разберутся в информации о Великой Агиасме, если храм посещают два раза в год?


Храм Рождества Христова. Храм имеет 17 куполов, являясь таким образом самым многокупольным храмом города. Высота колокольни - 41 м.

Воду разливаем и на третий день, освящённую поздним вечером 19 января. К обеду заканчивается, а народ идёт. Священник служит молебен, но уже малым чином. Чин великого освящения положен только 18-19 января.

Народу в церкви уже немного. Входит бабушка, озирается по сторонам. Подходит к нам, тихонько спрашивает: «Ребятки, я дала крещенской водички котику. Вторые сутки спит, не просыпается. Не знаю, что делать». Бабушку успокоили. Возможно, котик - единственное живое существо у неё дома.

Входит дед, глаза светятся. Идёт прямо на нас и заявляет: «Я никогда не ходил в церковь, ничего не умею. Но очень хочу ходить. Что мне делать?» Мы сначала опешили, потом направили к священнику. Только у алтаря заметили, что дед в шапке.

Один приходит в храм, чтобы ему стало лучше. Другой, чтобы он сам стал лучше. Из проповеди: «Кто пришел сюда за водой, тот с водой и уйдет. А кто пришел за Благодатью Божией, тот унесет в своих бутылочках именно эту целительную и помогающую Силу, Свет и Радость». Душа просит теплоты, передышки от суеты, утешения. Святая вода приносит покой и мир в душу.

Пожилая женщина спрашивает, как правильно перекреститься. Вопрос услышала одна невыдержанная прихожанка, осудила. Её тут же увела соседка, по пути вразумляя о недопустимости осуждения. У женщины умер муж, и она первый раз в жизни пришла в церковь. Показал, как перекреститься. Она не отреагировала на слова прихожанки. Молча наложила на себя крестное знамение, посмотрела на меня и спросила: «Правильно?»

Конечно, все мы далеко не совершенны. Одни видят свои недостатки, другие о них даже не подозревают. Апостол Павел писал: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В дни праздника Крещения Господня каждому даётся ещё одна возможность понести тяготы друг друга.
Tags: Православие, Церковь, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments