Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Три догмата
конец журналу
punk_lowliness wrote in soborianelj
Я бы хотел спросить мнение участников сообщества по следующему вопросу.
Насколько я понимаю, квинтэссенция православного богословия выражена в Символе Веры.
Символ Веры - вне критики со стороны рационального мышления, т.к. мы не имеем данных для обсуждения вопросов о троичности Бога, воскресении мертвых и жизни будущего века.

Но есть в христианстве ещё три основополагающих догмата - о душе, грехопадении и свободе воли, без которых, другие положения православного богословия могут оказаться не имеющими содержания.
И эти три догмата подвергаются активной критике и пересмотру в 20-м веке (и в 21-м, конечно, тоже).
Многие считают, что в современной науке нет места для представлений о душе, грехопадении и свободе воли. Многие считают, что можно доказать отсутствие души, что теория эволюции не оставляет места для идеи о грехопадении, что современные знания о работе мозга и организма не оставляют места для философской идеи о свободе воли.

Вопрос чисто теоретический-гипотетический.
Если бы, действительно, научными методами было бы доказано, что души отдельной от материального тела не существует, что грехопадения не могло быть и нет свободы воли - разрушило бы это богословие христианства или нет?
Что вы думаете об этом? Может быть вы читали какие-то работы посвящённые этим проблемам?

  • 1
Понятие грехопадения есть в Новом Завете. Св. Апостол Павел пишет, что смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14).
Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. Свобода - это одно из свойств души. Православная антропология различает в человеке две воли: волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать.

И, если я правильно понимаю, то эти три положения являются догматами?
Без них не может существовать православное богословие?

Ведь если жизнь есть только в материальном теле, то не будет "спасения души"?
Если не было Адама и его грехопадения, то, стало быть, непонятно за что Бог наказал людей и зачем Он вообще нужен человеку?
Если нет свободы воли, а только действие нервной системы, гормонов и социальных условий, то непонятно, за что Бог может наказывать человека и от чего его спасать?

Современные научные взгляды именно таковы и, похоже, никак не могут быть согласованы с положениями православной веры, как Вы считаете?

Научно доказать, что души нет - невозможно. Душа нематериальна, а наука занимается только материальными объектами. Бог людей не наказывал. Если нет свободы воли, то нет и разумного человека, а есть животное -,разновидность обезьяны. Только свободный человек мог создать ту цивилизацию, которую мы имеем. Животным это не под силу. Животными руководит инстинкт - программа их жизнедеятельности.

Наука, к слову, не только материальными объектами занимается, но и человеческой психикой, например. Все те свойства, которые приписывались в традиционной христианской литературе душе, оказываются изменчивыми, связанными с материальным телом, подверженными материальным влияниям.
Всё это свойства мозга человека (в том числе "гномическая воля"). Умирает мозг - умирает всё, весь человек вместе с ним.

Разве Бог не наказывал людей за грехопадение? А смерть, которая вошла в мир через него - это было не наказание?




Психология - это наука о душе, но современную психологию назвать наукой можно с очень большой натяжкой, потому что рекомендации психолога сильно зависят от того, какую религию психолог исповедует (или какое мировоззрение).
Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.: Рим.5:19). В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. Произошедшие вследствие падения изменения состояния природы человека и внешних условий его жизни не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account