Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Три догмата
конец журналу
punk_lowliness wrote in soborianelj
Я бы хотел спросить мнение участников сообщества по следующему вопросу.
Насколько я понимаю, квинтэссенция православного богословия выражена в Символе Веры.
Символ Веры - вне критики со стороны рационального мышления, т.к. мы не имеем данных для обсуждения вопросов о троичности Бога, воскресении мертвых и жизни будущего века.

Но есть в христианстве ещё три основополагающих догмата - о душе, грехопадении и свободе воли, без которых, другие положения православного богословия могут оказаться не имеющими содержания.
И эти три догмата подвергаются активной критике и пересмотру в 20-м веке (и в 21-м, конечно, тоже).
Многие считают, что в современной науке нет места для представлений о душе, грехопадении и свободе воли. Многие считают, что можно доказать отсутствие души, что теория эволюции не оставляет места для идеи о грехопадении, что современные знания о работе мозга и организма не оставляют места для философской идеи о свободе воли.

Вопрос чисто теоретический-гипотетический.
Если бы, действительно, научными методами было бы доказано, что души отдельной от материального тела не существует, что грехопадения не могло быть и нет свободы воли - разрушило бы это богословие христианства или нет?
Что вы думаете об этом? Может быть вы читали какие-то работы посвящённые этим проблемам?

  • 1
Как я понимаю, речь идёт о том, что противоречат друг другу представление о том, что с грехопадением Адама смерть вошла в мир и факт длительной эволюции и развития жизни (и смерти) на Земле задолго до человека. А также то, что человек развивался постепенно и не было такого момента, когда его природа "пала".
Разве это не противоречие?

"Как относиться к такого рода противоречиям? У христианских богословов есть три возможности: 1) игнорировать их; 2) оспорить научные выводы, предложив альтернативную интерпретацию фактов; 3) привести богословие в соответствие с научной картиной мира.
Дискуссии последних 100 лет показали, что первые два пути – игнорировать и спорить – тупиковые. Но и третий путь пока не привел к успеху."

Это уже гипотеза, которая не может быть (пока) проверена прямым экспериментом. С появлением машины времени предлагаю вернуться к этому вопросу. Но уверен, что я и тогда смогу предложить приемлемый вариант (например сошлюсь на Гейзенберга и скажу, что отправляясь в прошлое вы его формируете своим представлением и самим появлением в нём, а на самом деле его не было, ни в таком виде, ни в каком-либо ином). Это и есть теория сфер религии. Я всегда могу сказать, что то, что вы нашли - просто не то, что вы о нём думаете.

Для автора игнор гипотез, которые НЕ МОГУТ БЫТЬ научно проверены тупик? Для меня -нет.

А догматы о душе и грехопадении - это не гипотезы?
Вы в них просто верите и всё?
У Вас не возникает вопроса, как может существовать душа или как произошло грехопадение?

Догматы не научные гипотезы, а непререкаемые истины веры данные через Божественное Откровение. Если человек отвергает какой-то догмат, то по отношению к Церкви он становится еретиком и оказывается за пределами Церкви.

А где и как в Божественном Откровении сформулированы догматы о душе, грехопадении и свободе воли?

Все догматы сформулированы на Вселенских соборах.

Не могли бы Вы подсказать точнее?
Насколько я помню вопросы о душе, грехопадении и свободе воли не обсуждались на Вселенских соборах. Следовательно - это не догматы?

Вы правы, именно эти вопросы не обсуждались на Вселенских соборах. На это есть причины. Священное Писание употребляет слово "душа" (в оригинале еврейское nephesch) применительно к человеку. Все участники соборов однозначно толковали понятие души: "«Душа» означает то же, что и «человек», «некто», поскольку она есть печать жизни как во внешних, так и внутренних ее проявлениях. Однако если душа является признаком жизни, из этого вовсе не следует, что она представляет собой исток или причину жизни, как верили древние греки. Она скорее носитель жизни. Вот почему в Ветхом Завете душа очень часто отождествляется с проявлением земной жизни (она умирает, предается во власть смерти, но воскресает, когда жизнь вновь возвращается в мертвое тело). В Новом Завете, напротив, душа предстает как носительница вечной жизни. Это связано с тем, что спасение души понимается как открывающаяся перед жизнью возможность освободиться от власти разложения и смерти".

Не стоит подходить к религии с линейкой. Как не стоит подходить с циркулем к любви, а с амперметром к ненависти. Догмат - это не гипотеза.
В них просто верю и всё. Если у меня возникает вопрос, то я ищу ответ там, где он уже есть. Я вполне в этом вопросе доверяю Господу.

Edited at 2017-09-21 02:27 pm (UTC)

Но все таки - Открытие радиоактивности позволило определять возраст изверженных пород уран-свинцовым методом (впоследствии появились калий-аргоновый, рубидий-стронциевый и другие начали в 1907 году и очень скоро обнаружили граниты с возрастом 1 млрд лет. По мере дальнейших поисков этот «максимальный известный возраст» быстро увеличивался, пока не достиг 3,5 млрд лет, после чего, несмотря на все усилия, почти не прирастал; древнейшие же из известных минералов были недавно найдены в Австралии и Канаде – 4,2 млрд лет. Значит, Земля никак не моложе 4,2 млрд лет; но, может быть, она еще старше.

Что конечно ставит под сомнение Библейскую шкалу времени - Шестоднев.

Никоим образом. Мы же говорим о чуде творения в шесть дней, а не о физике творения в много миллиардов (и больше) лет.

А было ли чудо? Может быть это мифологическая попытка 5-ти тысячилетней давности объяснить мироздание!

Ну и великие вымирания. В Библии Бог творил фауну и флору один раз.
Наука говорит,что как мин - з.
Кембрийское( Венд.) Пермско - Триасовое, но и конечно Верхнемеловое.
Опять же с Твердью и водой над ней не все понятно!

Опять же. Библия говорит о творении и механизме. Чудо. Воля. Как чудо воплощается в реальном мире? Каков его механизм? И если он есть, то чудо ли это?

А чем Ему тогда башня помешала? Башня и башня.....правда до небес! :-)


  • 1
?

Log in

No account? Create an account