Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Религиозные организации не могут сами себя содержать
Очкарик
ivankravtsov wrote in soborianelj
Насколько смог по времени, рассказал о налогах и репрессиях в отношении Церкви на начальном этапе СССР. Это к вопросу о вчерашней статье с фотосессией в храме и о том, что якобы верующие довели церковь до такого состояния. Напоминаю, что церковь в селе Гари была разрушена не позднее 1930 года.

Оригинал взят у ivankravtsov в Религиозные организации не могут сами себя содержать
Такое утверждение я прочитал вчера от, как я понимаю, коллеги в теме о фотосессии в храме. В доказательство был приведён период в истории СССР, когда церкви якобы закрывались из-за того, что не могли себя содержать. Так же было сказано, что церкви начали уничтожаться в основном после 30 года. Всё это не так или не совсем так. Давайте посмотрим на реальность.





[Какие статусом обладала Церковь в СССР.]
До 23 января 1918 года РПЦ обладала статусом юридического лица, а с момента издания Декрета СНК РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» утратила такой статус (в соответствии со ст. 12 Декрета). Так же она утратила статус религиозной организации в соответствии со ст. 10 этого Декрета.
Однако декрет прямо говорит о том, что она приобретает иной статус. А именно, приравнивается к частным обществам и союзам т.е. общественным организациям.
Вопреки заблуждению, что им религиозные организации ликвидировались, они продолжают существовать.

В Постановлении Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)" говорит так же о порядке предоставления богослужебного имущества для оправления религиозного культа таким организациям. В частности, там говорится и о минимальном количестве членов такой организации в п. 6 Инструкции (сейчас бы мы сказали прихода или местной религиозной организации). Количество таких граждан устанавливается минимально в 20 человек.

Таким образом, местные общественные организации продолжали существовать и признаются официальными властями.

Постановлением Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15.04.1923 "Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых" уже устанавливается порядок регистрации именно религиозных обществ. Советская власть прямо отделяет их от иных общественных организаций.

В Постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 06.02.1928 «Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» уже говорится, что оно не распространяется на религиозные организации. С этого момента церковные собрания, которые по прежнему не запрещены, уже отделяются от других союзов и обществ, так как если остальным можно иметь статус юридического лица, то религиозным – нет. Более того, в Уголовном кодексе за присвоение себе прав юридического лица предусмотрена уголовная ответственность.

Вскоре издаётся Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях". Там так же устанавливается минимальная численность в 20 человек для регистрации религиозной общины, хотя разрешается создавать религиозную группу и меньшей численности. Вводится правило на то, что в религиозной группе или общине могут состоять только 18-лентие лица.




[Какие налоги налагались на Церковь на начальном этапе СССР и как уничтожались церкви до 1930ых.]Когда говоря о налогах на церковь, то некоторые забывают одну деталь....
Во-первых, на Церковь обрушились конфискации имущества, связанные с национализацией. Согласно Декрету о земле: "помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания".

Во включенном в Декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, "отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней".

В Положении о коммунах, принятом в декабре 1918г. на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, записано (п. 7): "...при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств".

Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у Церкви было изъято 7150 млн руб., 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. было национализировано более половины (722) имевшихся в России монастырских комплексов. Церковь лишилась и социальных объектов, учрежденных при ней, - приютов, больниц и т. д. Национализация частных банков также означала утрату духовенством своих денежных вкладов.

Из более чем 80 000 культовых сооружений (54 тысячи храмов, 25 тысяч часовен, более 1000 монастырей) к окончанию гражданской войны осталось несколько сотен монастырей, разрушена была и значительная часть храмов.

В отличие от хозяйств помещиков - Церковь, как я говорил выше, оставалась действовать. Но оставалась действовать ограбленной. Десятки митрополитов были убиты, а их имущество изъято. Количество убитых в 1918-1921 годах священников и мирян, связанных с религией исчисляется тысячами. Это сильно осложняло положение Церкви в последующий, уже "более упорядоченный" период. Но война против Церкви не закончилась и с победами над белогвардейцами.

Постановление ВЦИК от 23.02.1922 "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих" породило следующую волну репрессий и изъятие имущественных ценностей.



В результате только лишь судебных процессов было изъято более 4 миллионов рублей, четверть из которых пошла на помощь голодающим. Под волную репрессий снова попадает, как церковное руководство, священники, так и миряне. Надо сказать, что в этот период большевики ограбили не только церковь, но и музеи.



Вот так "коммунисты просто передали церкви на баланс верующим", как мне сказали:((

Помимо откровенного грабежа против Церкви действовали и налоговая система, а так же система сборов. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923 "О введении в действие Положения о государственном подоходно-поимущественном налоге". Взамен ранее действовавших натуральных налогов трудом и взымания дополнительных налогов с тех, у кого была высокая заработная плата вводилась система ставок.

Служители религиозных культов облагались налогом дополнительно по ст. 13 и ст. 18 Положения, как лица свободных профессий, а так же владеющие предметами роскоши, к которым относились и ряд предметов религиозного культа. Так с них, помимо повышенных ставок налога взымалось от 1,5 до 140 рублей в т.ч. на каждого члена семьи, если они не имели собственного источника дохода, относившего его к другой категории плательщиков.

В 24 году подоходным налогом они облагались сходным образом.

С 1927 года облагались налогам по общим ставкам:

┌────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Раз-│ Сумма облагаемого дохода │ Оклад налога │
│ряды│ │ │
├────┼──────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│1 │ До 1000 р.│3% от суммы дохода │
│2 │Свыше 1000 р. " 1200 " │30 р. + 5% с суммы, превыш. 1000 р.│
│3 │ " 1200 " " 1800 " │40 " + 7% " " 1200 " │
│4 │ " 1800 " " 2400 " │82 " + 9% " " 1800 " │
│5 │ " 2400 " " 3000 " │136 " + 12% " " 2400 " │
│6 │ " 3000 " " 4000 " │208 " + 15% " " 3000 " │
│7 │ " 4000 " " 5000 " │358 " + 18% " " 4000 " │
│8 │ " 5000 " " 6000 " │538 " + 21% " " 5000 " │
│9 │ " 6000 " " 7000 " │750 " + 24% " " 6000 " │
│10 │ " 7000 " " 8000 " │990 " + 27% " " 7000 " │
│11 │ " 8000 " " 10000 " │1260 " + 30% " " 8000 " │
│12 │ " 10000 " " 12000 " │1860 " + 33% " " 10000 " │
│13 │ " 12000 " " 14000 " │2520 " + 36% " " 12000 " │
│14 │ " 14000 " " 16000 " │3240 " + 39% " " 14000 " │
│15 │ " 16000 " " 20000 " │4020 " + 42% " " 16000 " │
│16 │ " 20000 " " 24000 " │5700 " + 44% " " 20000 " │
│17 │ " 24000 " " - │7460 " + 45% " " 24000 " │
└────┴──────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘


Сами религиозные здания так же облагались дополнительными налогами. Так налог на здания для религиозных организаций был равен таковому же для предприятий торговли.



Облагались дополнительными сборами погребения. В частности с тех, кто платил за отпевание не могли уменьшить на эту сумму наследственное имущество (Декрет СНК РСФСР от 18.05.1923 "Инструкция о наследственных пошлинах и о наследственных имуществах, переходящих к государству").

Кроме того, был установлен страховой сбор, который иногда превышал размер всех налоговых платежей.

Арендная плата за землю, находящуюся под храмом, была введена в 1923 г., она исчислялась в соответствии с размером ставки, принятой в данном городском поселении для частновладельческих усадебных земель. Этой нормой создавалась двойственность правого положения религиозных общин: с одной стороны, группа верующих должна была оплатить аренду земли как частное общество, но, с другой стороны, это частное общество не извлекало прибыли от взятого в пользование богослужебного имущества. Ставка местного сбора за аренду городской земли зачастую была непосильной для групп верующих.

В августе 1923 г. по рекомендации Наркомата финансов СССР губернские исполкомы своими постановлениями стали снижать арендную плату за землю, находящуюся под храмом. А 3 сентября 1923 г. Наркомат финансов СССР циркуляром снизил и упорядочил ставки местных налогов и сборов с культового имущества. В 1924 г. в связи с декретом ЦИК СССР от 29 мая «О взимании ренты с земель городских и предоставленных транспорту» губернские исполкомы начали одновременно взимать налог за аренду земли и земельную ренту. По этому поводу V отдел НКЮ разъяснил, что земельная рента в тех местах, где она введена, заменяет собой арендную плату за землю и оба платежа не должны взиматься одновременно.

Надо отметить, что вплоть до 30-ых годов у налогоплательщиков даже не имелось возможности в судебном порядке обжаловать действия по взыманию с них налога. Жалобы подавались по сути тем же лицам, которые и проводили репрессии, а так же законные и незаконные изъятия.

На церковнослужителей дополнительно так же налагались и все натуральные налоги (зерновыми или печеным хлебом, шерстью и т.п.). Налагалась трудовая повинность. Иногда доходящая до абсурда и не ограничиваемая по сути ничем, кроме как желанием поиздеваться над священником (например нарубить 200 кубометров дров(WTF???!!!). Не смотря на прямое отнесение священников к лицам свободных профессий по обычным ставкам на местах их относили к кулакам или даже певцам, снимая с них денежные средства за исполнение треб вне храма. Так же к кулакам относили даже сторожей храмов, не говоря уже старостах.



Вообще число налогов в начале 20ых было велико и разнообразно, начиная от налогов на огороды, ещё как-то понятном, и заканчивая налогом на велосипеды, что по-моему уже совсем бред.

К 1929 году число храмов сократилось до 30 тысяч. Многие, однако, пустовали из-за физического отсутствия священнослужителей. Ведь помимо массовых репрессий с 1918 года было и запрещено учить новых священников. Действовавшая вопреки запрету до 1921 года казанская семинария подверглась почти поголовному уничтожению. Было расстреляно всё её высшее руководство.



О репрессиях 30ых сказано уже столько, что я даже говорить ничего не буду.



К началу войны в СССР оставалось несколько тысяч храмов (за счёт присоединённых от Польши территорий Белоруссии и Украины) и фактически не осталось монастырей.

Вот так большевики "просто передали на баланс" храмы верующим. И вот так Церковь "просто не смогла сама себя содержать".

Ну и как гвоздик в гроб этого заблуждения просто открытые данные из Вики. Список закрытых и уничтоженных храмов.

Власти России, как правопреемники советской власти, в реальности столько должны Церкви, что вряд ли когда-нибудь смогут расплатиться до конца.






  • 1
Очень хороший, обобщающий пост, подводящий к логическому выводу.
У меня только вопрос - а как дело обстояло относительно других конфессий?

В том, что новая идеология боролась против Русской церкви, ничего как бы неожиданного нет, поскольку марксизм "честно предупреждает".
В этом плане интересно и то, как в период от февраля до октября, - когда победила свобода по-либеральному, - власти России относились к Русской церкви и прочим религиозным организациям. Ведь не секрет, что многие деятели церкви приветствовали свержение самодержавия, - когда всех сразила новость про отречение царя.
Вообще это февральско-мартовское событие было, конечно, большим ударом для народа, что внесло большую растерянность, ошеломление.
Да и в годы Первой мировой - Русской церкви был нанесён ущерб, и не только экономический.

Признаюсь, что у меня впечатление такое складывается, что ревалюционеры действовали, исходя именно из того, что подавляющее большинство населения России было верующими православными людьми, жаждущими справедливости. Потому у них "всё получилось". Представил себе, как марксисты например побеждали бы в тогдашней христианской Европе...

А потом ревалюционеры стали "расплачиваться" с народом... На каждом этапе - по-своему. И конечно же, они несправедливо обошлись с православным народом, который собственно и вынес все тяготы и войны, и революции, и последующей борьбы за власть среди элит России.

И второй раз, в Великую Отечественную, произошло почти то же самое, когда власти по существу использовали православие в России, чтобы победить в войне. Но послевоенная история Русской церкви - это уже другая тема, со своими особенностями притеснений и послаблений.

Это я вспоминаю всё для того, чтобы присоседиться к Вашему выводу: власти России вряд ли смогут когда-нибудь возместить ущерб, нанесённый Русской церкви.
Но, по-моему, это не значит, что Русская церковь должна много требовать от властей, и причём сразу. О том, чтобы обмирщаться, и речи не должно быть. Пример христианской Европы должен как-то чему-то учить, и нашей Церкви совсем не обязательно повторять ошибки "более продвинутых конфессий"

В статье есть ряд ошибок и неточностей. Я в воскресенье поправлю, сейчас времени нет совсем.

В целом отношение было более или менее равным, но только юридически. На практике протестанты, например, организовывали комунну и пользовались огромными преимуществами, как в сфере налогов, так и даже кредитов.

>>у меня впечатление такое складывается, что ревалюционеры действовали, исходя именно из того, что подавляющее большинство населения России было верующими православными людьми, жаждущими справедливости.

Согласен.

>>это не значит, что Русская церковь должна много требовать от властей, и причём сразу

Не столько "у властей требовать надо", сколько обращаться к "народу" и не гнаться при этом за достижением высокого процента православных. Пусть лучше будет 18% таких, которые понимают куда они записались :)), чем 80% таких, которые приходят в храм раз в год чакры прочистить и попа упрекнуть в недостаточной любви к народу.

Это вам священникам так удобно:)))А по мне, так лучше всё же больше тех, кто идёт к спасению, пусть и коряво.

Тут на один важный вопрос следует ответить.
А куда будет идти большинство? Коряво, но ко спасению, или в совсем другую сторону?

Понятия не имею, как, думаю, и Вы, отец Александр. Я даже не знаю, куда я приду, а Вы меня за большинство спрашиваете. Но как раз в этом и есть служба священников, что бы направлять. А если будут все приходить, кто знает зачем и куда он пришёл и идёт ко спасению прямым курсом, то это уже не служба у священства, а обслуживание. ИМХО, конечно.

Все правильно, но есть просто практические соображения.

70 или 80% процентов (столько, сколько пишется православными в опросах) это 100 с лишком миллионов человек.

Среди них есть те, кто считает возможным быть одновременно и буддистом. Есть такие, которые причащаются у католиков и лютеран. Есть те, кто первый раз был в церкви во время своего крещения, а второй раз, когда заказывали панихиду по усопшим родителям лет пять или десять назад. У Вас может возникнуть опасение за их будущее, а они вполне уверены, что все делают правильно. Поэтому они даже не думают о желательности пересмотра своих взглядов. Неужели не жалко людей?

В РПЦ около 35 тыс. священников, но думаю, что почти половина их - за пределами РФ, по большей части на Украине. Примем, что 20 тыс. в России. На 100 млн человек это будет по 5000 человек на одного священника. Действительной возможности встретиться и поговорить со священником у "записного православного" просто нет.

Да и приход размером 5000 человек нереален по многим причинам.

Иван, примите поздравления.
Четыре сотни комментов! Набежали из всех щелей и переулков. :)

Спасибо ЛЖ тайм

Отличная статья. Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account