?

Log in

No account? Create an account
Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Религиозные организации не могут сами себя содержать
Очкарик
ivankravtsov wrote in soborianelj
Насколько смог по времени, рассказал о налогах и репрессиях в отношении Церкви на начальном этапе СССР. Это к вопросу о вчерашней статье с фотосессией в храме и о том, что якобы верующие довели церковь до такого состояния. Напоминаю, что церковь в селе Гари была разрушена не позднее 1930 года.

Оригинал взят у ivankravtsov в Религиозные организации не могут сами себя содержать
Такое утверждение я прочитал вчера от, как я понимаю, коллеги в теме о фотосессии в храме. В доказательство был приведён период в истории СССР, когда церкви якобы закрывались из-за того, что не могли себя содержать. Так же было сказано, что церкви начали уничтожаться в основном после 30 года. Всё это не так или не совсем так. Давайте посмотрим на реальность.





[Какие статусом обладала Церковь в СССР.]
До 23 января 1918 года РПЦ обладала статусом юридического лица, а с момента издания Декрета СНК РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» утратила такой статус (в соответствии со ст. 12 Декрета). Так же она утратила статус религиозной организации в соответствии со ст. 10 этого Декрета.
Однако декрет прямо говорит о том, что она приобретает иной статус. А именно, приравнивается к частным обществам и союзам т.е. общественным организациям.
Вопреки заблуждению, что им религиозные организации ликвидировались, они продолжают существовать.

В Постановлении Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)" говорит так же о порядке предоставления богослужебного имущества для оправления религиозного культа таким организациям. В частности, там говорится и о минимальном количестве членов такой организации в п. 6 Инструкции (сейчас бы мы сказали прихода или местной религиозной организации). Количество таких граждан устанавливается минимально в 20 человек.

Таким образом, местные общественные организации продолжали существовать и признаются официальными властями.

Постановлением Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15.04.1923 "Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых" уже устанавливается порядок регистрации именно религиозных обществ. Советская власть прямо отделяет их от иных общественных организаций.

В Постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 06.02.1928 «Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» уже говорится, что оно не распространяется на религиозные организации. С этого момента церковные собрания, которые по прежнему не запрещены, уже отделяются от других союзов и обществ, так как если остальным можно иметь статус юридического лица, то религиозным – нет. Более того, в Уголовном кодексе за присвоение себе прав юридического лица предусмотрена уголовная ответственность.

Вскоре издаётся Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях". Там так же устанавливается минимальная численность в 20 человек для регистрации религиозной общины, хотя разрешается создавать религиозную группу и меньшей численности. Вводится правило на то, что в религиозной группе или общине могут состоять только 18-лентие лица.




[Какие налоги налагались на Церковь на начальном этапе СССР и как уничтожались церкви до 1930ых.]Когда говоря о налогах на церковь, то некоторые забывают одну деталь....
Во-первых, на Церковь обрушились конфискации имущества, связанные с национализацией. Согласно Декрету о земле: "помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания".

Во включенном в Декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, "отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней".

В Положении о коммунах, принятом в декабре 1918г. на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, записано (п. 7): "...при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств".

Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у Церкви было изъято 7150 млн руб., 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. было национализировано более половины (722) имевшихся в России монастырских комплексов. Церковь лишилась и социальных объектов, учрежденных при ней, - приютов, больниц и т. д. Национализация частных банков также означала утрату духовенством своих денежных вкладов.

Из более чем 80 000 культовых сооружений (54 тысячи храмов, 25 тысяч часовен, более 1000 монастырей) к окончанию гражданской войны осталось несколько сотен монастырей, разрушена была и значительная часть храмов.

В отличие от хозяйств помещиков - Церковь, как я говорил выше, оставалась действовать. Но оставалась действовать ограбленной. Десятки митрополитов были убиты, а их имущество изъято. Количество убитых в 1918-1921 годах священников и мирян, связанных с религией исчисляется тысячами. Это сильно осложняло положение Церкви в последующий, уже "более упорядоченный" период. Но война против Церкви не закончилась и с победами над белогвардейцами.

Постановление ВЦИК от 23.02.1922 "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих" породило следующую волну репрессий и изъятие имущественных ценностей.



В результате только лишь судебных процессов было изъято более 4 миллионов рублей, четверть из которых пошла на помощь голодающим. Под волную репрессий снова попадает, как церковное руководство, священники, так и миряне. Надо сказать, что в этот период большевики ограбили не только церковь, но и музеи.



Вот так "коммунисты просто передали церкви на баланс верующим", как мне сказали:((

Помимо откровенного грабежа против Церкви действовали и налоговая система, а так же система сборов. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923 "О введении в действие Положения о государственном подоходно-поимущественном налоге". Взамен ранее действовавших натуральных налогов трудом и взымания дополнительных налогов с тех, у кого была высокая заработная плата вводилась система ставок.

Служители религиозных культов облагались налогом дополнительно по ст. 13 и ст. 18 Положения, как лица свободных профессий, а так же владеющие предметами роскоши, к которым относились и ряд предметов религиозного культа. Так с них, помимо повышенных ставок налога взымалось от 1,5 до 140 рублей в т.ч. на каждого члена семьи, если они не имели собственного источника дохода, относившего его к другой категории плательщиков.

В 24 году подоходным налогом они облагались сходным образом.

С 1927 года облагались налогам по общим ставкам:

┌────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Раз-│ Сумма облагаемого дохода │ Оклад налога │
│ряды│ │ │
├────┼──────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│1 │ До 1000 р.│3% от суммы дохода │
│2 │Свыше 1000 р. " 1200 " │30 р. + 5% с суммы, превыш. 1000 р.│
│3 │ " 1200 " " 1800 " │40 " + 7% " " 1200 " │
│4 │ " 1800 " " 2400 " │82 " + 9% " " 1800 " │
│5 │ " 2400 " " 3000 " │136 " + 12% " " 2400 " │
│6 │ " 3000 " " 4000 " │208 " + 15% " " 3000 " │
│7 │ " 4000 " " 5000 " │358 " + 18% " " 4000 " │
│8 │ " 5000 " " 6000 " │538 " + 21% " " 5000 " │
│9 │ " 6000 " " 7000 " │750 " + 24% " " 6000 " │
│10 │ " 7000 " " 8000 " │990 " + 27% " " 7000 " │
│11 │ " 8000 " " 10000 " │1260 " + 30% " " 8000 " │
│12 │ " 10000 " " 12000 " │1860 " + 33% " " 10000 " │
│13 │ " 12000 " " 14000 " │2520 " + 36% " " 12000 " │
│14 │ " 14000 " " 16000 " │3240 " + 39% " " 14000 " │
│15 │ " 16000 " " 20000 " │4020 " + 42% " " 16000 " │
│16 │ " 20000 " " 24000 " │5700 " + 44% " " 20000 " │
│17 │ " 24000 " " - │7460 " + 45% " " 24000 " │
└────┴──────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘


Сами религиозные здания так же облагались дополнительными налогами. Так налог на здания для религиозных организаций был равен таковому же для предприятий торговли.



Облагались дополнительными сборами погребения. В частности с тех, кто платил за отпевание не могли уменьшить на эту сумму наследственное имущество (Декрет СНК РСФСР от 18.05.1923 "Инструкция о наследственных пошлинах и о наследственных имуществах, переходящих к государству").

Кроме того, был установлен страховой сбор, который иногда превышал размер всех налоговых платежей.

Арендная плата за землю, находящуюся под храмом, была введена в 1923 г., она исчислялась в соответствии с размером ставки, принятой в данном городском поселении для частновладельческих усадебных земель. Этой нормой создавалась двойственность правого положения религиозных общин: с одной стороны, группа верующих должна была оплатить аренду земли как частное общество, но, с другой стороны, это частное общество не извлекало прибыли от взятого в пользование богослужебного имущества. Ставка местного сбора за аренду городской земли зачастую была непосильной для групп верующих.

В августе 1923 г. по рекомендации Наркомата финансов СССР губернские исполкомы своими постановлениями стали снижать арендную плату за землю, находящуюся под храмом. А 3 сентября 1923 г. Наркомат финансов СССР циркуляром снизил и упорядочил ставки местных налогов и сборов с культового имущества. В 1924 г. в связи с декретом ЦИК СССР от 29 мая «О взимании ренты с земель городских и предоставленных транспорту» губернские исполкомы начали одновременно взимать налог за аренду земли и земельную ренту. По этому поводу V отдел НКЮ разъяснил, что земельная рента в тех местах, где она введена, заменяет собой арендную плату за землю и оба платежа не должны взиматься одновременно.

Надо отметить, что вплоть до 30-ых годов у налогоплательщиков даже не имелось возможности в судебном порядке обжаловать действия по взыманию с них налога. Жалобы подавались по сути тем же лицам, которые и проводили репрессии, а так же законные и незаконные изъятия.

На церковнослужителей дополнительно так же налагались и все натуральные налоги (зерновыми или печеным хлебом, шерстью и т.п.). Налагалась трудовая повинность. Иногда доходящая до абсурда и не ограничиваемая по сути ничем, кроме как желанием поиздеваться над священником (например нарубить 200 кубометров дров(WTF???!!!). Не смотря на прямое отнесение священников к лицам свободных профессий по обычным ставкам на местах их относили к кулакам или даже певцам, снимая с них денежные средства за исполнение треб вне храма. Так же к кулакам относили даже сторожей храмов, не говоря уже старостах.



Вообще число налогов в начале 20ых было велико и разнообразно, начиная от налогов на огороды, ещё как-то понятном, и заканчивая налогом на велосипеды, что по-моему уже совсем бред.

К 1929 году число храмов сократилось до 30 тысяч. Многие, однако, пустовали из-за физического отсутствия священнослужителей. Ведь помимо массовых репрессий с 1918 года было и запрещено учить новых священников. Действовавшая вопреки запрету до 1921 года казанская семинария подверглась почти поголовному уничтожению. Было расстреляно всё её высшее руководство.



О репрессиях 30ых сказано уже столько, что я даже говорить ничего не буду.



К началу войны в СССР оставалось несколько тысяч храмов (за счёт присоединённых от Польши территорий Белоруссии и Украины) и фактически не осталось монастырей.

Вот так большевики "просто передали на баланс" храмы верующим. И вот так Церковь "просто не смогла сама себя содержать".

Ну и как гвоздик в гроб этого заблуждения просто открытые данные из Вики. Список закрытых и уничтоженных храмов.

Власти России, как правопреемники советской власти, в реальности столько должны Церкви, что вряд ли когда-нибудь смогут расплатиться до конца.






  • 1
Очень хороший, обобщающий пост, подводящий к логическому выводу.
У меня только вопрос - а как дело обстояло относительно других конфессий?

В том, что новая идеология боролась против Русской церкви, ничего как бы неожиданного нет, поскольку марксизм "честно предупреждает".
В этом плане интересно и то, как в период от февраля до октября, - когда победила свобода по-либеральному, - власти России относились к Русской церкви и прочим религиозным организациям. Ведь не секрет, что многие деятели церкви приветствовали свержение самодержавия, - когда всех сразила новость про отречение царя.
Вообще это февральско-мартовское событие было, конечно, большим ударом для народа, что внесло большую растерянность, ошеломление.
Да и в годы Первой мировой - Русской церкви был нанесён ущерб, и не только экономический.

Признаюсь, что у меня впечатление такое складывается, что ревалюционеры действовали, исходя именно из того, что подавляющее большинство населения России было верующими православными людьми, жаждущими справедливости. Потому у них "всё получилось". Представил себе, как марксисты например побеждали бы в тогдашней христианской Европе...

А потом ревалюционеры стали "расплачиваться" с народом... На каждом этапе - по-своему. И конечно же, они несправедливо обошлись с православным народом, который собственно и вынес все тяготы и войны, и революции, и последующей борьбы за власть среди элит России.

И второй раз, в Великую Отечественную, произошло почти то же самое, когда власти по существу использовали православие в России, чтобы победить в войне. Но послевоенная история Русской церкви - это уже другая тема, со своими особенностями притеснений и послаблений.

Это я вспоминаю всё для того, чтобы присоседиться к Вашему выводу: власти России вряд ли смогут когда-нибудь возместить ущерб, нанесённый Русской церкви.
Но, по-моему, это не значит, что Русская церковь должна много требовать от властей, и причём сразу. О том, чтобы обмирщаться, и речи не должно быть. Пример христианской Европы должен как-то чему-то учить, и нашей Церкви совсем не обязательно повторять ошибки "более продвинутых конфессий"

В статье есть ряд ошибок и неточностей. Я в воскресенье поправлю, сейчас времени нет совсем.

В целом отношение было более или менее равным, но только юридически. На практике протестанты, например, организовывали комунну и пользовались огромными преимуществами, как в сфере налогов, так и даже кредитов.

>>у меня впечатление такое складывается, что ревалюционеры действовали, исходя именно из того, что подавляющее большинство населения России было верующими православными людьми, жаждущими справедливости.

Согласен.

>>это не значит, что Русская церковь должна много требовать от властей, и причём сразу

Не столько "у властей требовать надо", сколько обращаться к "народу" и не гнаться при этом за достижением высокого процента православных. Пусть лучше будет 18% таких, которые понимают куда они записались :)), чем 80% таких, которые приходят в храм раз в год чакры прочистить и попа упрекнуть в недостаточной любви к народу.

Это вам священникам так удобно:)))А по мне, так лучше всё же больше тех, кто идёт к спасению, пусть и коряво.

Тут на один важный вопрос следует ответить.
А куда будет идти большинство? Коряво, но ко спасению, или в совсем другую сторону?

Понятия не имею, как, думаю, и Вы, отец Александр. Я даже не знаю, куда я приду, а Вы меня за большинство спрашиваете. Но как раз в этом и есть служба священников, что бы направлять. А если будут все приходить, кто знает зачем и куда он пришёл и идёт ко спасению прямым курсом, то это уже не служба у священства, а обслуживание. ИМХО, конечно.

Все правильно, но есть просто практические соображения.

70 или 80% процентов (столько, сколько пишется православными в опросах) это 100 с лишком миллионов человек.

Среди них есть те, кто считает возможным быть одновременно и буддистом. Есть такие, которые причащаются у католиков и лютеран. Есть те, кто первый раз был в церкви во время своего крещения, а второй раз, когда заказывали панихиду по усопшим родителям лет пять или десять назад. У Вас может возникнуть опасение за их будущее, а они вполне уверены, что все делают правильно. Поэтому они даже не думают о желательности пересмотра своих взглядов. Неужели не жалко людей?

В РПЦ около 35 тыс. священников, но думаю, что почти половина их - за пределами РФ, по большей части на Украине. Примем, что 20 тыс. в России. На 100 млн человек это будет по 5000 человек на одного священника. Действительной возможности встретиться и поговорить со священником у "записного православного" просто нет.

Да и приход размером 5000 человек нереален по многим причинам.

Иван, примите поздравления.
Четыре сотни комментов! Набежали из всех щелей и переулков. :)

Спасибо ЛЖ тайм

Отличная статья. Спасибо!

  • 1