Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Обязательность познания
Очкарик
ivankravtsov wrote in soborianelj
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ написал "Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении", фрагмент из которого часто используется в обоснование того, что христианин не изучающий догматы своей веры как бы уже и не христианин.

Правильно и красиво сказано. Познание Божьей истины и догматов, как вероучительной истины - пожалуй обязательно для христианина.

Но меня смущает одна вещь. Способ познания.

[Spoiler (click to open)]То, какое на сегодняшний день предлагается автором, да и в целом богословами и миссионерами, чаще всего несёт в себе всего-лишь "научный способ познания". Свою веру предлагается изучать научными методами. Читать душеполезные книги, Святых Отцов, конечно Писание. Но чем больше Вы будете читать, особенно Жития Святых, то тем больше Вы будете обнаруживать, что истинные чудеса веры и чудеса Истины являли нам и люди малообразованные. Не умеющие читать вовсе или никогда не имевшие возможности прочесть даже и Святое Писание в полном виде. И если вы будете, как Вам и советуют, использовать научный способ познания т.е. анализировать эти тексты, то Вы придёте неизбежно к выводу, что даже само умение читать совершенно безотносительно к делу познания Бога и даже вероучения.

Вспомним Христа. Какие методы передачи догматов и Истины давал он. Это были художественные образы. Это были дела. Но в конечном итоге всё сводится к доверию Богу.

Можете со мной не согласиться и поспорить, но мне кажется христианину всё-таки не обязательно изучать книги и тексты, что бы быть христианином. Нет причин отказываться от этого, кроме пожалуй лени. Это как идти к источнику, мучаясь жаждой и отказываться припасть к реке, что вытекла из этого источника. Но вера тем и удивительна, что она доступна каждому и не имеет ни пространства, ни времени. И когда один долго и витиевато идёт к ней, другой прозревает Христа и уже никогда не бывает мучим жаждой. Просто мы грешны. И мы теряем, отдаляемся от Истины. И мне кажется, что все книги, вся религиозная литература нужны всё-таки не что бы обрести веру и придти к Христу в первую очередь (хотя для некоторых это так), а что бы не оскудеть в ней. Не растерять её. Поддерживать её в себе. Но я бы не взял на себя смелость сказать, что тот кто не знает догматов или не читал того-то или того-то - не христианин или даже просто "плохой христианин". Часто получше многих. Уж лучше меня, так наверняка.

Конечно, всё это всего лишь мои размышления. Может и не правильные.




  • 1
Паскаль, возможно, именно это имел в виду, сказав однажды о своём кредо:
"Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог Философов и ученых".
Авраам - именно отец верующих, пример обоготворённости души, по-детски поверившей Богу, а не начитавшейся "душеполезной литературы". Это не отрицание богопознания через книгу, это - вступление в диалог с Богом через пламенную веру.
Говорят, преподобный Макарий Великий не знал грамоты, его мысли фиксировали грамотные ученики. Не знаю, правда ли это, но знаю, что Макарий воистину велик.

И нас и католиков в этом смысле вилимо сильно испортил Рим. И первый и второй. А может и третий.

Протестанты испортились ещё в большей степени, вплоть до того, что "наука" постепенно засушила их веру вообще.

Сегодня служил Литургию в спецзаведении. И, в том числе, причащал двух близнецов лет 40. Слабоумные, скорее всего - тяжкие идиоты (тяжелейшая стадия). Слепорожденные, не говорящие, кроме каких-то отрывочных возгласов и т.д. То есть ждать от них "разумного познания догматов", прям скажем, невозможно. Как и любого другого познания и логики. Так вот. Это ВЕРУЮЩИЕ! Хорошие такие и настоящие! Перед едой они поют молитвы! Просто так не говорят, но молитвы - поют! Без них певцам "не так поется", если проболеют службу. Благочестивое поведение в храме!

В общем, это я к чему? К тому, что если Господь пошлет благодать, то вполне можно обойтись и без теоретического познания. Сердцем в смирении и молитве и так все понимать. Но, разумеется, такой "простец", если не брать особых чудес вроде вышеописанного, должен быть осторожно и правильно направлен кем-то знающим. Особо в начале пути. Коли благодать стяжал, смирение, дальше она будет держать от ересей и прелестей. А новоначальный ко всему этому склонен. И если он учиться не может, то должен быть послушлив ну хоть местному священнику, лишь бы тот был строго православным (причем перегибы в обрядоверие и тому подобное не страшны, если сохранится смирение у простеца. Т.е. пока он сам ревнует, а не других мучает).

Но... у нас у всех минимум 8 классов... мы уже не такие уж простецы... нам сложно сразу быть в смирении и послушании, принимать все на веру. Да и найти наставника сложно. Отсюда - лучше бы азы богословия все таки знать. Опять таки под руководством. Но тут хоть слепого доверия не надо, просто сто-бы чуть научали.

Всё верно. Спаси Господи.

Edited at 2017-07-21 05:24 pm (UTC)

Познание Бога неизбежно, оно просто неотвратимо. Хотя бывает и запоздалым, - в смысле, ничего "не отыграть назад" и не "переиграть заново"
Я даже думаю и так, что для подавляющего большинства живших когда-либо на Земле людей, которые и не слышали никогда о Христе, такая встреча, т.е. познание, - тоже неотвратимы.

А что до нас, простых верующих, то конечно, по мере сил, разумения, и даже нерадения. Всё зачтётся!
Для облегчения задачи святые отцы составили для нас молитвы например. Все их слова постигнуть и принять - тоже ведь немало.
Хотя бы "Символ веры" и "Отче наш", - в них же вся философия и выражается. Или Псалом Давида. Я вот не так давно обнаружил, что в нём слово "беззаконие" встречается шесть раз. К чему бы это?

А вообще можно подойти и так: кому много дано, с того много и спросится.
И прикинуться ветошью, - я, мол, сирый и убогий и немощный, и ничего-то у меня нету, не одарил Господь.

Хорошо сказано.

Особенно про молитвы. Я иногда думаю, что какаая-нибудь старушка -алтарница (есть такое явление) знает об истинной вере и Боге что-то такое, что ни то, что мне- даже нашему хорошо образованному настоятелю ещё постигать и постигать и мы только лишь приблизимся к этой любимой всеми ворчунье. И то не факт.

Меня всегда смущало это деление по сортам. И сколько раз с таким явлением ни сталкивалась, почти всегда к этой "сортировке" примешивалось лицемерие, когда знание канонов ставилось выше реальных дел и образа жизни в целом.

Не вижу особо деления.

Вероятно, потому что Вы адекватный человек, который, тем не менее, вписывается в понятие "первосортности" у людей с альтернативным мировосприятием. Потому и не ощущаете ни через себя, ни на себе это деление.

(Deleted comment)
я постоянно спрашиваю людей, какъ же у насъ была Святая Русь, когда мало того что массы не особо знали грамоту (и не особо въ оной нуждались) , но и походъ въ храмъ для жителя отдалённаго погоста могъ быть событiемъ , и Царь МИЛОСТИВО санкцioнировалъ необходимость причащаться ХОТЯ БЫ одинъ разъ въ годъ ?


а вотъ, такъ было !


въ частности, потому что былъ правильный , СТРОЙНЫЙ , общественный строй

потому что была ВОЛЯ угодить Богу , которой многимъ академически образованнымъ людямъ явно нехватаетъ

потому что ЖЕЛАЛИ гармонiи мiра Божьего и радовались таковой -- что никакими , извините, дифференцiалами и изополимерами не достигается

добавлю, что былъ и ЯЗЫКЪ -- про что сейчасъ, въ эпоху мерчандайзинга и аутсорсинга говорить какъ-то не принято

  • 1
?

Log in

No account? Create an account