?

Log in

No account? Create an account
Печать

soborianelj


Территория вежливости


Previous Entry Share Next Entry
Вместе со святителем Иоанном Златоустом...слово к отпадающим от стада братьям нашим...
о Российской глубинке..., О православии, о путешествиях
filin_dimitry wrote in soborianelj
К братьям нашим, отвергающим Предание Церкви и наследие святых отцов, пренебрегающим Учением Церкви, Церковным календарем и имеющим "бога" в душе...


Христос посреди нас!

Не переставая наслаждаться тем богатством, что оставил нам святитель Иоанн Златоуст, хочется поделиться еще одним сделанным при прочтении его трудов наблюдением.

В наше время многие из числа православных наших братьев и сестер часто ведут между нами разговор о том, что не столь важны наши службы, наши обряды, даже Таинства (иногда приходится слышать и такое). Главное иметь любовь и быть с Богом в душе. Это будет искренне и правильно и спасительно. А пребывание в лоне Церкви, почитание наследия святых отцов и всего Предания Церкви, которое выражается и в продолжительности и благолепии наших богослужений, и в стремлении чад к соблюдению уставов, молитвенных правил (в особенности молитв тех, что достались нам в наследство от святых) и постов, во внимании к словам пастырей наших – все это устарело и делает нас фарисеями и законниками, изгоняя любовь из наших сердец и удаляет нас от Бога.

Пастырь Добрый

Что же ответим этим нашим единоверцам? А, вернее сказать – заблудшим овцам стада Христова, оторвавшихся от стада и старающихся часто даже и за ограду Церковную выпрыгнуть, дабы насладиться «свободой и самостоятельностью»?

Первым делом хочется их предупредить от такого необдуманного шага и напомнить предупреждение апостола:

«Разве не слышишь, что говорит Павел: "если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15)? Ходишь ты вне стада, и не боишься, скажи мне, льва, который бродит около (стада)? "Потому что противник ваш дьявол", говорит апостол, "ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8). Смотри мудрость пастыря: не пустил (зверя) в самую середину овец, чтобы не перепугать стада: не прогнал его и далеко, чтобы опасением зверя заставить всех (овец) собраться вместе. Не боишься ты Отца? Побойся врага: если отделишься от стада, он, наверно, схватить тебя. Христос мог бы прогнать его и далеко, но позволил ему рыкать около (стада), чтобы заставить тебя быть бодрым и заботливым, и постоянно прибегать к матери (церкви), чтобы находящиеся в стаде, слыша голос его, больше соединялись между собой и прибегали друг к другу. Так поступают и сердобольные матери: когда дети расплачутся, они грозят бросить их на съедение волкам, не с тем, чтобы в самом деле бросить, но чтобы дети перестали плакать. Так Христос все сделал, чтобы мы жили в мире и согласии друг с другом.» (святитель Иоанн Златоуст. Против Иудеев. Слово третье).

Болезнь развивается постепенно, но, если не находит врачевания, стремительно. Вначале охлаждение к церковной жизни, оставление под различными предлогами богослужений субботнего вечера, праздников, и, потом и Воскресной Литургии… Пренебрежение молитвенным правилом и оставление его под предлогом того, что эти славословия и воздыхания других людей уже устарели и самому их произнести будет лукаво. Лучше бы своими словами помолиться. Но свои слова взамен правила не приходят, а если и приходят, то скоро и последние забываются к произнесению и оставляется дух без молитвы…

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23: 38).

Как и иудеи отвергали Слово Божье, хотя Господь и многократно имел желание помиловать их, так и пренебрегающие Домом Его, в котором не только звучит Слово Его но и Сам Он в Чаше пребывает, оставляют пустым храмину своего тела.

И это пустое место неминуемо занимает дух лукавый:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого
» (Лк. 11: 23-26).

Блаженный Феофилакт Болгарский такое дает толкование этим Евангельским строкам:

«Я …поручаю каждого особому Ангелу, верному хранителю, чтобы вместо беса, у которого он был во власти, управлял им Ангел. - И иначе. Какое общение между Мной и веельзевулом? Мое дело - собирать рассеянных чад Божиих; а его дело состоит в том, что он расточает собранных…Нечистый … он вышел из вас. А ныне опять возвратился "в дом свой", то есть в ваши души, с "семью" духами, то есть многими (ибо число "семь" в Писании часто употребляется в значении "много"), и сделал для вас последнее хуже первого. Ибо тогда, когда вы служили идолам, вы убивали пророков, но еще не наносили явного оскорбления Сыну Божию, ради вас явившемуся во плоти. А ныне какая надежда на спасение, когда вы остаетесь при той же неблагодарности и дерзости и после того, как Сын воплотился и ради вас совершает чудеса?»

Скажут они: «Когда мы поклонялись идолам? Или когда мы избивали пророков? Сие не про нас сказано, а об иудеях, отвергших Господа. А мы любим Его и имеем его в душах своих!»

И сами же на себя возведут осуждение этими словами. Говорят о любви к Богу, но Слова Его не слушают:

«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2: 47),

Поэтому кто удаляется от церкви, тот удаляется от Христа. А удаляясь от Христа человек лишается и благодати, становится легко побеждаемым лукавым духом – духом раздора.

Особенно это выражается в отвержении Предания Церковного. Это уже следствие подчинения человека протестному духу (собственно так и образовался протестантизм). Говорят такие: «Что нам Ваши святые отцы? Покажите в Писании!».
Э, брат, разве ты уже стал больше, чем были святые?
Но и Писание уже не вразумляет их.
Господь говорил:

«если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).

Но уже не слушают и Церкви, стараясь найти себе новых учителей, которые через хулу на Церковь, на архипастырей и на святых легко находят путь в сердца, подчиненные духу разделения и протеста.

Читая святителя Иоанна Златоустого, я обнаружил, что подобная беда не просто была и в его время (это мы и ранее знали многие), но и то, что увещевание против подобного разделения, вразумление братьев, которые отпали от стада, святитель ставил много выше, чем даже увещевание от страшных грехов, таких, например, как блуд:

«Павел, хотя мог обличать коринфян во многих и важных (грехах), но, прежде всего, обличает их в раздорах. Так, он мог бы осудить их и за блуд, и за гордость, и за языческие судилища, и за пиршества в идольских капищах, и за то, что жены их не покрывали своих голов, а мужчины покрывали; кроме этого, за презрение к бедным, за превозношение дарованиями и (за сомнение) касательно воскресения мертвых; но, так как мог он, вместе со всем этим, обличить их еще за раздор и несогласие между собой, то, оставив все прочие пороки, наперед исправляет этот последний.

И если я не затрудню вас, то докажу самыми словами Павла, что это действительно так. Так, что они блудодействовали, об этом послушай, что говорит он: "есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние" (1 Кор. 5:1). Что они были горды и надменны: "как я не иду к вам, некоторые возгордились" (1 Кор. 4:18). Что судились у язычников: "как смеет кто у вас, имея дело с другим, судится у нечестивых" (1 Кор. 6:1)? Что ели идоложертвенное: "не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10:21). Послушай, как он укоряет их и за то, что женщины у них не покрывались, а мужчины напротив: "всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову" (1 Кор. 11:4-5). А что они презирали бедных, и это ясно показал апостол словами: "иной бывает голоден, иной же упивается" (1 Кор. 11:21); и еще: "или пренебрегаете церковь Божью, и унижаете неимущих" (1 Кор. 11:22)? Так как все они домогались больших дарований духовных, и никто не хотел принимать меньших, то он говорит: "все ли апостолы, все ли пророки" (1 Кор. 12:29)? А что они сомневались касательно воскресения мертвых, и об этом говорит: "но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут" (1 Кор. 15:35)?

Но, несмотря на то, что мог он обличить их в столь многом, (апостол) ни о чем не сказал им прежде, как о несогласии и раздоре, лишь только начал послание, уже и говорит так: "умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений" (1 Кор. 1:10). Он знал, очень хорошо знал, что это не терпело отлагательства. Блудник, и гордец, и зараженный другим каким-нибудь пороком, очень скоро отстанет от него и исцелится, если всегда будет ходить в церковь и постоянно слушать поучения; но кто прервал связь с этим собранием, уклонился от отеческого наставления и убежал из лечебницы, тот, хотя и кажется здоровым, скоро подвергнется болезни. Как искусный врач прежде прекращает горячку и потом залечивает раны и вереды, так поступил и Павел; уничтожив наперед раздор, он потом начал уже врачевать и раны каждого члена. Поэтому, прежде всего он говорит о том, чтобы (коринфяне) не ссорились между собой, не выбирали сами себе начальников, и не рассекали тела Христова на многие части
» (святитель Иоанн Златоуст. Против Иудеев. Слово третье).

Там же:

«"Если ты принесешь дар твой", говорит Иисус Христос, "к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя: оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Матф. 5:23-24). Что скажешь на это? Когда просто брат твой имеет что-нибудь против тебя, Христос не дозволяет тебе принести жертву, доколе не помиришься с братом; а когда имеет (нечто) против тебя вся церковь и столько отцов, ты осмеливаешься и дозволяешь себе приступать к божественным тайнам, не прекратив этой неразумной вражды? И как же можешь ты, в таком расположении духа, совершить пасху? Говорю это не к тем только, но и к вам - здоровым, чтобы вы, сколько ни увидите таких, всех их с великой осторожностью и ласковостью взяли и собрали, и привели к матери. Если даже они будут противиться, будут уклоняться, или другое что делать, не отстанем, доколе не убедим их; ибо ничто не может сравниться с миром и согласием.

Поэтому и отец наш (епископ), вошедши (в церковь), не прежде восходит на эту кафедру, как, испросив всем вам мир; и встав, не прежде начинает учить вас, как, преподав всем мир. И священники, когда хотят благословлять, прежде всего, испросят мир для вас, и потом уже начинают благословлять; также и диакон, приглашая молиться, вместе с прочими прошениями повелевает в молитве просить ангела мирного; да и все возносимые им моления исполнены мира, и наконец, отпуская вас из сего собрания, он желает вам этого же, говоря: "идите с миром". Вообще, без мира ничего нельзя ни сказать, ни сделать. Он есть наш питатель и отец, который лелеет нас с великой заботливостью. Мир же я разумею не тот, что состоит в пустом приветствии и общении трапез, но мир в Боге, происходящий от духовного единения…
… одного только домогаюсь, чтобы нам делать все в мире и единомыслии, чтобы, когда мы постимся со всем народом, и священники совершают общественные молитвы за вселенную, в это время ты не оставался дома пьянствовать. Подумай, ведь это - дьявольское наваждение, и составляет не один, не два, не три греха, но гораздо более: отделяет тебя от стада (Христова), заставляет обвинять столь многих отцов…
… А кроме этих важных грехов может произойти больший вред, когда ты …не будешь пользоваться ни Писанием, ни собраниями, ни благословением, ни общими молитвами, но все это время проведешь с нечистой совестью, в страхе и трепете, чтобы не уличили тебя, как какого-нибудь иноплеменника и инородца, между тем как тебе надлежало бы, вместе с церковью, совершать все с дерзновением, с удовольствием, с радостью и совершенной свободой
».

Видите, каким важным делом святитель полагал заботу о тех чадах, которые отпали от Церкви, от общего собрания?
Братия твои молятся за Россию, за Церковь Святую, за ближних своих вечером в субботу, а ты, под предлогом занятости или продолжительности или непонятности службы предаешься увеселениям и пьянству. Или под предлогом неискренности произношение за святым молитв к Господу вовсе от них отказываешься (потому что это неминуемо происходит с человеком, который отвергает правило, самочинно начинает молиться своими словами и скоро и этого перестает делать).

В заключении хотел бы буквально пару слов сказать о приучении себя к жизни в ритме и календаре Святой Церкви. Лучше бы, разумеется, почитать об этом кого-то из святых отцов или духовных людей, но опасаясь Вашего чрезмерного утомления от прочтения стольких цитат этих уплодоносивших свои души мужей, я скажу от себя, убогого, не имеющего опыта духовной жизни, а только пытающегося взобраться на самую начальную ступеньку…

Когда человек начинает входить в круг богослужений годичных, он непременно оказывается в конфликтной ситуации между календарем мирским (гражданским) и Церковным. Тоже самое происходит и с кругом годичным и дневным.
Так или иначе, человек вынужден либо изменять распорядок своей собственной жизни и приводить его (это касается и года и недели и дня) в более менее приемлемый для сообразования с распорядком Церковным, либо этот человек рано или поздно будет вынужден отойти от Церкви.
Второй выбор есть результат горделивости. И как следствие этого, поиски новых авторитетов, новых учителей, которые смогут обосновать возможность для человека с одной стороны жить в ритме отдельном от ритма Церковного, а с другой считать себя находящимся в лоне Церкви.
Это очень опасная ловушка лукавого духа, поскольку через эту ловушку вначале человек отделяется от всего стада (горделивость при этом еще и подогревает его, внушая то, что он не послушный и безмозглый баран, а индивидуум, сам способный различать съедобные плоды от пагубных. Кстати, на этом этапе, как правило, идет отрицание толкований на Писание, поскольку помысел слева говорит, что ты и сам легко можешь быть толкователем).

Пошедший на поводу у своей горделивости не всегда заканчивает православным модернизмом (что уже есть пагуба), но часто идет далее и становится либо протестантом либо, что много чаще, номинальным протестантом (т.е. принявшим Святое Крещение в православии, однако, почти полностью отказавшимся от того образа жизни, который под этим подразумевается: общее собрание, молитвенное правило, почитание святых, недерзание самому толковать Писания, общность праздников и отказ от тех праздников, что противны духу истины).

Напротив, тот, кто начнет долгий путь к смирению себя, т.е. избравший первое, потихоньку начнет и собственную свою жизнь приводить в порядок. Уйдут, пусть и не сразу, шумные посиделки и увеселения в субботний вечер, отпадут из его жизни, как иссохшие ветви те из бывших знакомых, кто гнушается Церковью и свое собственное мнение и правило ставит выше чего бы то ни было, оставятся пустые гражданские праздники (хотя и не без борьбы, но все это произойдет), а новые войдут в жизнь и наполнят её новым, ранее не веданым духовным смыслом.
Удивительное дело, при том, что будет угнетать (с чем следует бороться) тот факт, что список грехов (после некоторых больших камней, которые удалось оставить) вроде бы постоянно повторяющийся ( от этого бессилия их победить и подает лукавый помысел угнетения), однако при детальном рассмотрении, степень и наполненность разная. И рассматривая этот вопрос внимательно, можно убедиться, что обнаруживаются новые, ранее невидимые пласты грехов, пусть по общему названию сродные предыдущим, однако, это уже новая работа и работа эта не индивидуальная для человека, а совокупная с Духом Святым.
Постепенно изменится реакция на то видимое, что была ранее. И эта реакция будет реакцией нераздражительности, имеющая направленность к умиротворению. Часто возобладает вовсе отсутствие реакции.
То, что ранее человека могло привести в панику или, по крайности в крайнее возбуждение, теперь может просто остаться незамеченным, за своей незначительностью.

«Стяжи Дух Мирен», - говорил преподобный Серафим Саровский и в приведенный выше словах святителя мы тоже слышим:

«…без мира ничего нельзя ни сказать, ни сделать. Он есть наш питатель и отец, который лелеет нас с великой заботливостью. Мир же я разумею не тот, что состоит в пустом приветствии и общении трапез, но мир в Боге, происходящий от духовного единения…».

И это духовное единение возможно только в случае постепенного сообразования распорядка своей жизни с Церковными кругами (годичным, недельным и суточным), что в свою очередь невозможно при пребывании вне ограды Церковной. Тут, в лоне Церкви, при условии решимости ко смирению (до самого смирения еще далеко, еще и не началось) и начинается только совместная работа человека и Бога. Человека, имеющему удобство к постоянным падениям, но имеющим намерение к подниманию себя, однако, не имеющему ни опыта поднимания, ни сил к подниманию, и Бога, обладающим всеми благами и бесчисленными способами к уврачеванию падающего, но желающего прекратить падения человека.
Как наседка Он укрывает нас своими крыльями, благодатью Своею очищает нас от прилепляющейся к нам грязи и не дает отбежать столь далеко, чтобы хищники пожрали нас, сделав своей добычей.

Еще немного и придет Светлое Праздник Воскресения Христова. Чтобы не вспомнить тогда и чтобы не пришлось отложить на время свой дар:

«там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24),

По увещеванию святителя Иоанна Златоустого и написал убогий и неразумный раб Божий Дмитрий эти слова к тем нашим братьям, которые отказываются от Преданий наших и не вразумляются ими и не слушают Церкви, полагая себя умнее святых отцов. Пусть мои собственные слова, не подкрепленные собственным опытом духовной жизни и не будут для Вас убедительными, но слова святителя, апостола блаженного Павла и Самого Господа нашего Иисуса Христа будут мне в подкрепление и избавят меня от разделения греха с теми, кто сеет в Церкви раздоры и несет разлад.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцом и со Святым и Животворящим его Духом Слава во веки веков. Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий


  • 1

ремарка про детали

Когда человек начинает входить в круг богослужений годичных, он непременно оказывается в конфликтной ситуации между календарем мирским (гражданским) и Церковным.
=====================================
я въ общемъ очень и очень уважаю трудъ автора

и въ основномъ соглашаюсь

а вотъ съ этимъ не соглашусь ! съ этой частностью !

А ПОЧЕМУ ?

да потому, что НЕ НАДО признавать законность совѣтскаго и вообще республиканскаго календаря


правильный календарь -- просто юлiанскiй имперскiй


который естественно отнюдь не противенъ церковному


Re: ремарка про детали

> НЕ НАДО признавать законность совѣтскаго и вообще республиканскаго календаря

Вы можете его признавать или не признавать...но в любом случае, если вы живете в социуме, то пользоваться им придется. Иначе вы просто, к примеру, не сможете улететь на самолете или купить билеты на поезд :-)


Re: ремарка про детали

Все хочу спросить что для ас важнее: Христос или следование старине?

> съ марта 1917 года незаконная

Да нет, не так. Хотя та власть и была незаконной, однако нынешняя законна, потому как и Государство уже иное и выборы неоднократно проходили в соответствии с принятой народно Конституцией. Так что нынешняя власть совершенно законная и ей следует подчиняться.

> къ низверженiю, для начала, неправильныхъ праздниковъ -- призываю всяко

В своей жизни да. Но государство у нас светское, а не православное. Потому ваши требования подобные чрезмерны.

Да нет, не так.
===============================
такъ, ТАКЪ
И : ПОДПАДАЮЩАЯ ПОДЪ анаѳему наложенную Соборомъ 1613 года -- полагаю, не надо текстуально напоминать, что тамъ было ?


кстати именно это духовно-правовое обстоятельство -- причина многихъ нестроенiй


Edited at 2015-03-14 09:08 pm (UTC)

> анаѳему наложенную Соборомъ 1613 года

Повеселили :-)



потому как и Государство уже иное и выборы неоднократно проходили в соответствии с принятой народно Конституцией
===================================

Вы и вправду вѣрите, что это УПРАЗДНЯЕТЪ анаѳему 1613 года ?

если да, то я , простите, предпочитаю не вѣрить


мало ли, какiя "выборы" и "референдумы" сфальсифицируетъ та или иная банда цареубiйцъ и просто воровъ ??? она отъ этаго не перестаётъ быть бандой !!!


и ея надо безпощадно обличать и проклинать , въ частности именно изъ человѣколюбивыхъ соображенiй (хотя въ первую очередь понятно изъ боголюбивыхъ)


кстати греческое старостильное духовенство дѣлаетъ , сколь знаю, это относительно греческихъ республиканцевъ, даже самыхъ консервативныхъ

Edited at 2015-03-14 09:21 pm (UTC)

Спаси Вас Бог, Димитрий! Очень полезный пост.Мне кажется, что страницы православного сообщества предназначены именно для постов подобных Вашим.

Во Славу Божью!

И за добрые слова вам низкий поклон. Правда, полагаю, что меня вы весьма сильно переоценили :-)

А Вы особо и не мните о себе. Комментарий я написал в контексте последних дискуссий о том, каким постам место в Соборянах, а каким нет. Да и текст у Вас длинноват для ЖЖ формата - более короткие воспринимаются полнее.

Господи, неужели ж я был таким, когда ходил на все всенощные и праздники?!
Какое счастье, что это всё позади...

Да, для тангалашки это и правда счастье :-)

А что перестали ходить на всенощные накануне Воскресного дня? Что случилось?

что такое "тангалашка"?

ничего не случилось...

Спаси вас Господь!

  • 1