abrod (abrod) wrote in soborianelj,
abrod
abrod
soborianelj

Categories:

Merry Christmas или с новым Рождеством Христовым!

Позравляю всех христиан, в том числе тех, кто христианами является на индивидуальном уровне, а не в силу Принадлежности к Православной Церкви. Всех, всех всех!!!


И поскольку сегодня рождество новостильное, которое отмечают в основном на Западе, то я сегодня расскажу о западной иконографии Рождества, тем более что мне эта тема очень близка, так как именно она доказала мне окончательно, что создание политической истории искусств необходимо. Дело в том, что именно в теме Рождества как в точке фокуса сходятся все лучи, испускаемые разными менталитетами на Востоке и на Западе.
Дело в том, что католицизм в силуопределенных причин очень озабочен интепретацией девства Девы Марии, что особенно сильно проявилось в иконографии так называемого "мистического рождества". От обычного рождества в западной иконографии эту тему обычно отличает наличие двух повитух, одна из которых по имени Саломея сказала. что она поверит в девство роженицы только после того, как прикоснется к нему. И у нее тут же отсохла рука, которая восстановилась только после того. как она прикоснулась к младенцу Христу. Об этом в википедии прекрасная статья, которую он передрали из академического словаря.
Через "Мистическое Роджество" Ботичелли эта тема раскрывает связь Фламандского Возрождения в кризисом Итальянского Возрождения получившего название "маньеризм", который можно считать первым художественным течением Нового Времени или если хотите модернизма. Возрождение все таки пограничное течение, которое одной ногой осталось в средних веках.

Кроме того эта тема раскрывает историю развития Русской Православной традиции, так как в иконографии 16 века эта тема почти исчезает в связи с апокрифичностью упоминания о повитухах, а у Андрея Рублева они есть. Кроме того эта тема очень важна для понимания Византийского искусства. в котором эта тема раскрыта в рамках декоративно-прикладного, а не литургического искусства.

Но самое интересное это то, что через Мастера Хохенфурзского эта тема связана с темой Иосифа Обручника и c эпохой рыцарских орденов, о которой я писал в статье о самом загадочном произведении Роберта Кампена - Благовещенье. А если предположить, что Роберт Кампен и Родриг ван дер Вейден это один и тотже человек, то сравнение этой картины Роберта Кампена с каноническим Рождеством Родрига ван дер Вейдена, то становится понятно, что произошло с людьми в те критические 20 лет. когда практически одновременно закончилась Столетняя Война (вслед за Северными Крестовыми походами), распалась Золотая Орда, образовался Орден Золотого Руна, и перестала существовать Византия.



Tags: иконы, искусство, история, культура
Subscribe

  • (no subject)

    Бремя власти 1217 год. Тень войны еще призрачна. В Хорезм прибывает Махмуд Ялавач, посол Чингисхана. Монгольский владыка выражает крайнюю…

  • Монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа

    Перед войной 1218 год. Жестом ответной учтивости Чингисхан отправляет торговое посольство в Хорезм. Караван останавливают в городе Отрар.…

  • Танки на фресках Храма не новаторство

    Есть тааой Храм во имя Дмитрия Донского в Нижнем Тагиле .На фресках где асказывается о жертвенном подвиге уралььского доброволческого подвига есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments