Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote in soborianelj,
Алексей Востряков
13vainamoinen
soborianelj

Categories:

Бунт кижан против решений советской власти.

Многим известно знаменитое крестьянское восстание 1771 года в Кижах. Когда недовольные крестьяне были расстреляны из пушек карательным отрядом под командованием полковника князя Александра Урусова.
b_691
Но мало кто знает, как благодаря простым верующим русским людям были спасены от неминуемого разрушения сегодня знаменитые на весь мир храмы на о. Кижи.
В 1933 году из ссылки вернулся иереей о. Алексей (Петухов) и был назначен настоятелем Кижского прихода. Осенью 1933 года Петуховы перебрались на новое место жительства. «Имеющихся у них денег хватило только на козу. Угол сняли задешево у одного крестьянина. Алексею Степановичу полнилось 58 лет, дети выросли, разъехались.



Лишь школьницы Галя и Августа оставались с родителями. Органами власти была зарегистрирована местная община — более тысячи верующих. Остаток своих лет отец Алексей полностью положил на спасение Преображенского и Покровского храмов.
Даже тогда, когда рушились церкви, закрывались часовни в Заонежье, Кижский приход выделялся своей отчаянной решимостью. Со всех приходов единственным был Кижский, в котором прихожане объединились и организованно выступили против закрытия церквей и часовен. И это происходило в середине 30-х годов, когда пылал пожар террора и когда наказывали за меньшие действия вплоть до расстрела. А тут натуральный мятеж: больше тысячи прихожан голосуют за сохранение своих церквей, лишь 80 человек не рискнули перечить властям. И в центре всех страстей оказался отец Алексей. Тогда, в 1935 году, Заонежский райисполком вынужден бы отступиться. Правда, на время.

В 1935-1936 годах кижские храмы были своего рода христиански центром для Заонежья, куда шли очиститься душой, испросить прощения у Всевышнего. В те годы практически никто не воспринимал ни Покровскую, ни Преображенскую церкви как памятники архитектуры. Ими восхищались местные прихожане, гордились, но видели в них только храмы Господни, причем со своими специфическими особенностями: Преображенская считалась летней церковью, служба в ней велась начиная с Пасхи и длилась до 14 октября. После чего открывалась Покровская церковь — зимняя. Так издавна было принято на северных погостах. В 1929 году ВЦИК и СНК РСФСР принимают решение, в котором говорится, что каждое религиозное общество имеет право пользоваться только одним молитвенным зданием.

В 1936 году власти отыгрались за бунт кижан. 24 ноября Заонежский РИК «предлагает Кижскому сельсовету немедленно взять под свое наблюдение и охрану церковь-музей, для чего изъять от церковного совета ключи в свое ведение...», а 13 февраля 1937 года Комиссия по вопросам культа при Президиуме ЦИК Карельской АССР утверждает это
решение Заонежского РИКа, предлагая взять Преображенскую церковь в непосредствснное ведение республиканской комиссии по охране памятников старины». 9 марта Президиум КарЦИКа своим постановлением подтверждает это решение. Прихожане с отцом Алексеем вновь пишут письма во ВЦИК СССР, им отказывают в их просьбе. Писать дальше некуда, и никто из верующих не надеется больше встречать
Воскресение в храме Преображения Господня. Но отец Алексей, вопреки всем светским решениям, пасхальную службу провел именно в нем.
Всё лето священник как обычно встречал прихожан в Преображенской церкви. Он действовал с отчаянной решимостью, смелостью смертника.
В последний для него праздник Преображения Господня — 19 августа 1937 года — Алексей Степанович произнес такие слова проповеди, что их одних тогда вполне хватило бы для вынесения смертного приговора. Текст проповеди был изъят во время обыска и сохранился в деле.

Дочери Петухова рассказали журналисту А. Цыганкову, что их отец все проповеди записывал и тексты хранил. По его разумению, проповеди показывали добромыслие их, однако записи помогли и уличить его в «виновности», особенно, когда этого очень хотелось.
В своей проповеди, той самой, отец Алексей призывал вспомнить сражение Господне и сразу же заговорил о храме, именованном в честь этого праздничного события: «...свыше двухсот лет храм этот служит украшением вашей местности, а сейчас пользуется вниманием со стороны верующих и неверующих» и далее предложил побеседовать вере о церкви, «также о вере православной».
«Да будет всем известно, что корабль Христов, Церковь Православная теперь переносит страшную бурю и теперь находится в страшной опасности. За 1000 лет существования Православной церкви на Руси никогда она не была в столь тяжелом положении, как сейчас. Враги Христианства не дремлют, враги напрягают все силы, чтобы утопить священный корабль Христов и уничтожить веру православную... всё устремилось на Церковь, чтобы обессилить её вконец, разбить её» (в деле эти строки подчёркнуты).
Когда отец Алексей взбунтовался, пойдя на открытое неисполнение предписаний относительно закрытия храма, вероятно, в октябре 1937 года последовало решение Епархиального управления о введении Петухова в сан протоиерея. Единственно возможная тогда открытая благодарность за мужество. Но в качестве старшего православного священника кижские прихожане его не увидели. С развязкой в Петрозаводске решили не тянуть. И когда отец Алексей, возвращаясь из Петрозаводска в Кижи», садился в лодку, его окликнули. Подошедшие сотрудники НКВД арестовали священника. 20 ноября 1937 в 2 часа 15 минут отца Алексея (Петухова) расстреляли.

Благодаря стойкости и мужеству священника и прихожан кижского прихода Преображенский храм удалось закрыть только в послевоенный период. Тем не менее, настроения среди верующих были таковы, что власти так и не решились снести ненавистные им храмы. Благодаря этим людям мы и можем теперь гордиться величием наших предков, простых крестьян, которые не только сумели построить такие прекрасные храмы, но и сохранили их для потомков.
(По материалам книги «Очерки истории православия в Карелии», Петрозаводк, Издательство КГПУ, 2008)
Tags: Православие, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments